Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
 
Евгения Кривицкая
Богородице Дево, радуйся
В ММДМ завершился IV Рождественский фестиваль духовной музыки
 
 
Его задача, по словам одного из организаторов, митрополита Волоколамского Илариона, «попытаться раздвинуть стены храмов. Для многих людей знакомство с духовной музыкой на концерте – первый шаг навстречу Богу и Церкви». Идея сделать акцент на хоровое искусство возникла с момента возникновения фестиваля в 2011 году, так что в этом его основатель Владимир Спиваков «опередил время» и оказался в авангарде нынешних культурных трендов. Программа, как и в прошлые годы, отразила экуменическую концепцию, ведь «через музыку, – подчеркнул на закрытии Иларион, – мы беседуем с создателем, с ее помощью Церковь восхваляет Бога на протяжении вот уже двадцати веков. Поэтому у нас звучат и православные, и католические песнопения, но все они освящены единым духовным порывом и являются отражением стремления души человеческой к Творцу».

В течение двух недель в Светлановском зале выступали топовые российские и европейские коллективы. Ансамбля древнерусской музыки «Сирин» спел рождественские стихиры и разыграл народную драму «Царь Ирод». Детский хор и вокальный ансамбль из легендарного собора Парижской богоматери познакомили со средневековыми традициями французских дискантистов. Тема «Марии, Звезды морской» объединила искусные полифонические композиции – гимны, мотеты, кондукты. Публика внимала как завороженная древним песнопениям и игре старинных духовых инструментов и готической арфы, приобщаясь к древнему таинству.

Хор мальчиков монастыря Святого Флориана ведет свое летоисчисление с 1071 года: можно себе представить, какая только музыка не звучала за прошлое тысячелетие в этих святых стенах?! Юные певчие исполнили довольно пеструю программу, где Бриттен соседствовал с Аданом, а мадригалы эпохи Возрождения – с фрагментом из оперетты Легара. Более цельно построил свое выступление Патриарший хор Кафедрального собора Святой Троицы в Тбилиси, привезя произведения современных грузинских авторов и средневековые национальные песнопения на тексты, хорошо известные и в русской церкви – «Иже Херувимы», «Ангел Вопияши».

На закрытии фестиваля в качестве хорового дирижера предстал Владимир Спиваков. Это далеко не первый опыт маэстро в этой области, уже исполнявшего «Всенощное бдение» Рахманинова. Нынешний выбор музыканта – хоры Чайковского, признававшегося во время сочинения своей «Литургии Иоанна Златоуста»: «В душу мою все больше и больше приникает свет веры… я чувствую, что все более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий… Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога…» Шесть фрагментов из «Литургии» в интерпретации Спивакова заставили виртуально перенестись в храмовое пространство и погрузиться в воссозданную им строгую сакральную атмосферу. Это состояние сохранилось далее в светских сочинениях – «Соловушка», «На сон грядущий», «Ночевала тучка золотая», – проникнутых чувством отрешения от мирской суеты и трагическим настроением.

Во втором отделении к «Мастерам хорового пения» присоединился Национальный филармонический оркестр России и солисты – Анна Аглатова, Василий Ладюк и Сергей Радченко. «Колокола» Рахманинова стали великолепным финалом, аккумулировав мощное духовное поле фестиваля.
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2014
Журнал Музыкальная жизнь