Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
 
Георгий ОГАНЕСЯН
«Час Баха»
Владимира Спивакова

Московская филармония представила в Концертном зале имени Чайковского программу «Час Баха». Замысел названого так концерта принадлежит Владимиру Спивакову. И этот красивый и стильный вечер в который раз продемонстрировал талант маэстро открывать новое в, казалось бы, хорошо знакомых шедеврах. Когда-то именно Спиваков и его «Виртуозы Москвы» заставили поверить миллионы слушателей в то, что классическая музыка – это не скучно, «спиваковцы» наполнили отечественные академические сцены невиданным ранее драйвом и раскрепощённостью. А в «Часе Баха» Спивакову удалось так увлечь духовной музыкой великого композитора публику, что аудитория самого большого академического зала столицы слушала, восторженно затаив дыхание.

Концертный зал имени Чайковского редко становится местом проведения камерных вечеров, его внушительная сценическая аудитория предназначена для монументальных звуковых масс и масштабных концепций. Тем более впечатляло звучание ансамбля, которому, не смотря на камерность состава, удавалось заполнить своим удивительно объемным звуком всё пространство зала. Маэстро помогали солисты возглавляемых им оркестров: артисты Национального филармонического оркестра России скрипач Тимур Пирвердиев и пианистка Зоя Аболиц, а также виолончелист камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Дмитрий Прокофьев. Украшением программы стала солистка театра «Новая опера» Анастасия Белукова, полётное сопрано которой прекрасно сочеталось с неординарным исполнительским составом, предложенным Спиваковым для интерпретации арий и фрагментов кантат и месс И.С.Баха.

Вернее, необычным такой исполнительский состав кажется сейчас. А во времена композитора очень часто практиковалось исполнение фрагментов кантат и ораторий в стилистике салонного музицирования: не в сопровождении камерного оркестра, как современная публика привыкла слушать вокально-инструментальную музыку И.С.Баха, а под аккомпанемент двух скрипок, виолончели и клавесина. В баховскую эпоху подобная камерная стилистика исполнения вокально-оркестровой музыки была очень распространена, многие из кантат И.С.Баха именно так звучали и в аристократических салонах, и в традициях домашнего музицирования. В обращении к такой аутентичной исполнительской манере – своеобразие замысла «Часа Баха» Спивакова. Впрочем, обычаи уютных музыкальных гостиных привлекали интеллигенцию и в недавнем прошлом.

На рождественские музыкальные вечера ежегодно собирал друзей и коллег-музыкантов со всего мира в своей московской квартире легендарный пианист Святослав Рихтер. Владимиру Спивакову доводилось бывать на тех «рождественских встречах». И одним из самых ярких впечатлений для всех становилось исполнение Святославом Рихтером музыки Иоганна Себастьяна Баха. Поэтому когда очередной фестиваль Владимира Спивакова во французском городе Кольмар было решено посвятить памяти выдающегося пианиста, то стало очевидно, что одной из центральных программ станет камерный вечер музыки И.С.Баха, отвечающий традициям камерного музицирования. После премьеры программы «Час Баха» на фестивале в Кольмаре в 2009-м году, эта программа неоднократно исполнялась Владимиром Спиваковым на гастролях в разных городах России, в Беларуси. И вот теперь была представлена на главной филармонической сцене Москвы.

«Иоганн Себастьян Бах – великий творец!» - говорит Владимир Спиваков, называя музыку композитора вневременной, универсальной, вечной, - «А его кантатно-ораториальное наследие – это пример всего самого совершенного и дорогого, созданного гением И.С.Баха, концентрация самого сокровенного в наследии композитора».

Опытные менеджеры Московской филармонии, предоставляя свою самую большую сцену такой камерной программе, конечно, понимали, что основная часть публики пойдет «на Спивакова», руководствуясь стремлением услышать его игру, его скрипку. И расчет на зрительский интерес оправдался сполна. Но внушительное пространство зала позволило по достоинству оценить замысел Спивакова, создавшего концерт-притчу о хрупкости и неповторимости нашего мира. Все людские помыслы и страдания вместила бессмертная музыка И.С.Баха, играя которую, ансамбль солистов обращался и к слушателям, и к небесам, наполняя баховские партитуры то житейской мудростью, то искренней молитвой. Перед слушателями рождалась неповторимая звуковая атмосфера, в которой была важна каждая нота, каждая интонация и фраза. Всего за один час, «Час Баха», Спиваков и солисты его оркестров создали целую вселенную, отражающую бездонную глубину наследия великого композитора и заставляющую задуматься о величии нашего мира.

 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2014
Журнал Музыкальная жизнь