Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
 
Мария КОРЧАГИНА
Память сердца
 
 
       
 
На Малой сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац в канун празднования Дня победы была представлена театрализованная программа «Память сердца». Давно признанные шедеврами песни, созданные крупнейшими поэтами и композиторами в годы войны и позже,- вот главная составляющая этой незаурядной программы.

Описывая этот проект, художественный руководитель театра Георгий Исаакян подчеркнул, что одними из его инициаторов стали молодые артисты труппы, которые стремились исполнить песни военных лет. В итоге постановка объединила артистов оперной труппы разных поколений, мужской хор, а в качестве инструментального сопровождения было выбрано фортепиано, в исключительных случаях усиленное эстрадной ударной установкой. Концертмейстером, достойно заменившим инструментальный ансамбль, стала Дарья Смирнова. Её внимательное сопровождение подчёркивало сокровенный характер высказывания.

Согласно традиции театра, вступительное слово к этой, как и ко многим другим спектаклям, произнесла Роксана Сац. Заведующая литературной и педагогической частью театра, дочь Наталии Ильиничны Сац, Роксана Николаевна – педагог по призванию. И будучи истинным Учителем, она просто и невероятно пронзительно донесла философскую суть событий: победа досталась ценной миллионов жизней, и эту величайшую трагедию мы не имеем право забывать. Спектакль «Память сердца» и стал свидетельством такого бережного, уважительного отношения к истории и традициям. А глядя на самоотдачу, с которой артисты разных поколений исполняли песни военных лет, становилось ясно, каким важным опытом, причём не только творческим, но и человеческим, стал этот проект для артистов.

О том, что это повествование будет вестись от первого лица, словно возвестила фонограмма с записью ударов сердца и одного из самых неординарных стихотворений Александра Твардовского - «Я знаю: никакой моей вины…» - несколько строчек, в сложном ритме которых сконцентрированы и боль от пережитого, и слова самоубеждения в том, что надо продолжать жить дальше. Таким же скорбным почтением была пронизана ставшая эпиграфом песня «За того парня» на стихи Роберта Рождественского и музыку Марка Фрадкина. «И живу я на земле доброй\За себя и за того парня», - и вот уже на сцене те самые парни, ставшие бойцами: в гимнастёрках и бушлатах, с орденами и без, кто-то совсем юный, а кто-то уже бывалый, со шрамом в пол-лица, - солдаты, старшины, лётчики, моряки… Каждая композиция становилась колоритной зарисовкой, исполненной одним артистом или ансамблем. Зачастую миниатюры, привычные в сольном прочтении приобретали в ансамблевом звучании особый колорит, как, например, проникновенно исполненные мужскими голосами «Моя любимая» и «На безымянной высоте». А ожидаемые в мужском исполнении композиции превращались в женскую лирику и оттого звучали ещё пронзительнее. Именно так, неожиданно драматично прозвучала знаменитая «Жди меня и я вернусь…» Симонова-Блантера в исполнении Марии Смирновой и Ольги Сидоренко, ставшая не заклинанием бойца о верности своей любимой, а отчаянной молитвой оставшихся в одиночестве женщин, которые словно заставляют себя верить и надеяться сквозь все ужасы и страхи. Неординарным и эффектным прочтением стала песня «Дороги» в исполнении Ольги Толоконниковой. Миниатюру «Огонёк» («На позиции девушка провожала бойца…») запоминающе исполнила Мария Смирнова. А в легендарной «Десятый наш, десантный батальон» Людмила Верескова, пожалуй, даже превзошла киноисполнительницу этого шедевра Нину Ургант по эмоциональной самоотдаче и вызвала настоящую овацию.

Впрочем, яркий артистизм и высококлассное вокальное мастерство демонстрировали абсолютно все солисты. Но в целом ряде композиций внешние данные и амплуа артистов настолько точно совпадали с образом, изображённым в песне, что перед зрителями словно оживали персонажи того времени. Таким стал колоритнейший солдат, созданный Александром Цилинко в песне «Полем, вдоль берега крутого…». Служивый Сергея Петрищева поведал о самом сокровенном в ставшей почти народной песне «В землянке». В юмористической «Едет парень на телеге» был великолепен Иван Дерендяев, покоривший зал игривой мимикой, пританцовыванием и залихватским свистом. А Петр Милентьев продемонстрировал настоящее бельканто в динамичной «Ехал я из Берлина».
Однако, при всей первостепенности музыкальной и поэтической составляющих песенного материала, для создания столь стильной и динамичной композиции, которая сложилась на тему Дня победы в Театре Сац, потребовался целый ряд компонентов, успешно соединённых в органичную композицию командой во главе с режиссёром-постановщиком Валерием Меркуловым. Реплики солистов режиссёр оттенил высказываниями тех, кто символизирует наших современников – участников ансамбля и мужской хор. Своеобразным бенефисом хора стала предпоследняя композиция «Журавли», исполненная динамично, в подвижном темпе, с четкой артикуляцией и богатой нюансами динамикой. Прекрасное звучание хора – заслуга музыкального руководителя постановки и хормейстера Руслана Генэ.

Еще одна составляющая в том сильном впечатлении, что оставил концерт – это визуальное оформление. Наиболее драматичные композиции постановки были оформлены видеопроекцией архивных фотографий. Не все из них запечатлели моменты сражений или военных триумфов, и те, которые стали свидетельствами вроде бы обыденных, житейских сюжетов производили неизгладимое впечатление. Портреты воевавших женщин, солдат, задумавшихся над письмами, и, пожалуй, самая потрясающая часть визуального оформления – крупные планы лиц людей того времени: военных, штатских, женщин, детей. Фотография младенца в пеленальном конверте, будто только что из роддома, предваряла портрет бойца с автоматом наперевес, и вдруг становилось очевидно, что глаза этого молодого военного почти также наивны и чисты, как у только что родившегося человечка. Возможно, этот, так мало познавший жизнь боец вскоре после фотосъемки погиб… И таких трогательных, но очень существенных в создании атмосферы концерта визуальных деталей было множество в сценическом оформлении.

Художник-постановщик Наталья Чабаненко дополнила оформление трогательными деталями. Старый торшер, плюшевая игрушка, словно забытая на кресле-качалке, резная этажерка, - эти элементы интерьера отсылали в прошлое, как и дамские платья, шляпки и другие аксессуары … Всё, вплоть до мелочей, свидетельствовало о внимательной и кропотливой работе над программой.
Все компоненты этой постановки, будучи отнюдь не суперновы и ультрасовременны, в то же время позволили создать стильное, актуальное и запоминающееся театральное действо. Создателей спектакля объединило искреннее воодушевление и преклонение перед ветеранами войны. Не удивительно, что и во время премьеры, и после неё зрители смахивали слезы, а во время финальной песни зал единодушно встал и не отпускал артистов, устроив им долгие овации. А благодаря своей камерности, эту постановку всегда реально перенести на любые сценические пространства и сделать эту высококачественную во всех отношениях работу доступной еще более широкому кругу зрителей.


Фотографии Натальи Чабаненко

 
 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь