Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №5, 2014
Дмитрий МОРОЗОВ
Увлекательное путешествие по стилям и жанрам
 
  Среди многочисленных достоинств Динары Алиевой следовало бы особо отметить разносторонность ее дарования, коему подвластны опера и камерная вокальная лирика, старинный романс и народная песня, оперетта, мюзикл и даже джаз... Несколько месяцев назад мы писали о замечательной программе, посвященной романсам Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова, исполненной Алиевой в Большом зале Московской консерватории (см. «Музыкальная жизнь», 2014, № 2). Теперь, в том же самом зале, талантливая певица решила продемонстрировать публике едва ли не сразу все остальные свои ипостаси. Вместе с ней в этот вечер выступал Российский национальный оркестр с Константином Орбеляном за дирижерским пультом.
 
Программы подобного рода обычно порицаются музыкальными пуристами, ратующими за целостность и стилистическую выдержанность, не говоря уже о соответствии «месту действия». Что тут можно возразить? Только одно: все зависит от того, как это делается. В конце концов не в этих ли самых стенах Елена Образцова, к примеру, неоднократно выдавала фантастический коктейль, включающий в себя, кажется, все на свете – от арий и романсов до джазовых стандартов? Так что вопрос заключается в наличии или, наоборот, отсутствии у исполнителя – естественно, помимо таланта и мастерства – вкуса, артистизма и стилистической чуткости. У Динары Алиевой всего этого в достатке. Как и мобильности, позволяющей легко перестраиваться с одного на другое прямо по ходу концерта.

Первое отделение было целиком посвящено опере. Звучали не столь уж часто встречающиеся в репертуаре наших певиц ария Луизы из одноименной оперы Гюстава Шарпантье, Гавот и ария Манон из оперы Жюля Массне и выходная ария Адриенны Лекуврер из оперы Франческо Чилеа. Даже притом, что героиня последней вообще-то – француженка, грань между оперой собственно французской и итальянской у Алиевой была различима очень четко. Вместе с тем фрагмент монолога одной из трагических героинь, продекламированный перед арией Адриенны, прозвучал вполне во французском декламационном стиле восемнадцатого столетия – пусть даже и на итальянском языке. Певица прекрасно владеет не только стилистическими различиями и нюансами, но и самими языками. И можно не сомневаться, что у нее прекрасно получилась бы и любая из этих партий в целом. Но для Адриенны Лекуврер она, похоже, прямо создана, и очень бы хотелось услышать ее когда-нибудь в партии (и, разумеется, – увидеть в роли) легендарной французской актрисы.
 
 
Если в первом отделении певица исполнила лишь четыре оперных фрагмента, то во втором количество прозвучавших у нее номеров оказалось вдвое больше. Конечно, автора этих строк особенно интересовали значившиеся в программе арии из сарсуэл – «Еврейского мальчика» Пабло Луны и «Девушки из Марчены» Федерико Морено-Торробы. Можно сказать, что это был яркий и перспективный эскиз к будущей программе. Испанским певица владеет пока менее свободно, нежели итальянским, французским, английским или немецким, а потому текст не всегда был разборчив. Кроме того, Константин Орбелян предельно размыл ритмический рисунок и вообще, как показалось, был не совсем в материале, скорее мешая, а не помогая певице. Между тем вполне заметно было, что Алиева прекрасно чувствует эту стилистику и обладает всеми необходимыми качествами, включая темперамент, чтобы и здесь сказать свое «слово», не менее убедительное, чем в опере или оперетте.

В последней Алиева превосходно «подкована» уже довольно давно. Достаточно вспомнить, что еще несколько лет назад она – едва ли не единственная – была по-настоящему состоятельна в весьма сомнительной «Летучей мыши» Большого театра, в которой исполняла Розалинду. На нынешнем концерте она отлично спела арию Джудитты из одноименной оперетты Легара, зажигая зал еще и темпераментной подтанцовкой, а также – выходную арию Сильвы. Жаль только, что так и не прозвучала объявленная в программе Песня о Вилье из «Веселой вдовы», которую как раз Алиева с ее богатой палитрой тембровых красок могла бы исполнить лучше многих других.

Впечатляюще в целом были исполнены и знаменитая ария Элизы из «Моей прекрасной леди», и песенка из «Волшебника из страны Оз», но особенно –коронный алиевский «Summertime» из «Порги и Бесс». А под конец публику ожидал сюрприз: на бис прозвучало русско-цыганское попурри, где «смешались в кучу» «Калитка», «Подруга семиструнная» и еще что-то в подобном роде. У кого-то другого это могло бы, пожалуй, и покоробить, но в исполнении Динары Алиевой не было ни малейшего нажима, ни грана «цыганщины», и все воспринималось как смелая творческая импровизация, рожденная желанием немножко «оторваться по полной» и нисколько не оскорбляющая строгого вкуса.

Думается, такое своеобразное блиц-путешествие по стилям и жанрам в дальнейшем может стать основой для новых программ, позволяющих уделить более пристальное внимание каждому из них. Возможно, нынешний концерт и стоит рассматривать во многом как такой «протокол о намерениях»?
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2014
Журнал Музыкальная жизнь