Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №5, 2014
Сюжеты Пасхального фестиваля
 
Ольга РУСАНОВА
"Миссионер всея Руси"
В рамках Пасхального фестиваля состоялось грандиозное турне Валерия Гергиева по стране
 
 
Самое глобальное событие, происходящее в России в области классической музыки, – это, несомненно, Московский Пасхальный фестиваль. Впрочем, «московским», как известно, он был недолго – только в самый первый год (2002-й). Пасхальный давно стал российским, а точнее – всероссийским, так как его афиша охватила уже 50 регионов страны. Ну а в этом году, на тринадцатом по счету фестивале, установлен абсолютный рекорд: с 15 апреля по 10 мая оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым проехал 30 тысяч километров пути, от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Волгограда. Север, юг, Урал, Сибирь, Дальний Восток… Похоже, еще пара-тройка лет, и на карте страны не останется города, куда бы ни ступала нога Валерия Гергиева и его музыкантов.

Мне повезло целую неделю находиться в этом туре, увидеть и жизнь оркестра изнутри, и жизнь страны в Сибири и на Дальнем Востоке. На самолетах и поездах оркестр двигался сначала на восток – из Казани в Омск, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Якутск, Владивосток и Хабаровск, затем обратно – в Томск, Новосибирск, Тюмень, Пермь и Москву. Каждый день в новом городе и новом часовом поясе. Что я почувствовала? Безумную усталость – да, конечно. Но и сумасшедший драйв – от переполненных залов, стоячих оваций, цветов, криков «браво» и «спасибо». В каждом городе, в каждом зале и воинской части. В этом году – впервые, кстати – партнером фестиваля стало Министерство обороны, некоторые концерты проходили в Домах офицеров и воинских частях. В традиционный финальный день Пасхального фестиваля – 9 мая – мариинцы, как всегда, играли для ветеранов Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Но в целом нынешний Пасхальный фестиваль посвящен 100-летию со дня начала другой войны – Первой мировой.
 
 
При немыслимых, нечеловеческих темпах Гергиев еще успевал в каждом городе говорить с властями, руководителями культурных учреждений, журналистами. Всюду пытался докричаться, донести до региональных партнеров свои идеи, которые важны не только для музыки, музыкантов и публики, но и для общества в целом. Именно поэтому я назвала бы их национальными идеями.
Одна из главных: возрождение детских хоров и школьных уроков музыки. Вот реальная картинка. 2 мая, день рождения маэстро, проходивший в обычном для Гергиева темпе: утром спецпоезд Пасхального фестиваля привез музыкантов из Тюмени в Пермь. Дирижер с вокзала отправился на пресс-конференцию, потом дал дневной концерт в местной филармонии, затем сразу в аэропорт и в Москву: в восемь вечера уже выступление в Зале имени Чайковского. Так вот, на пресс-конференцию в Пермской филармонии пришел губернатор края Виктор Басаргин, горячо поддержавший главную тему разговора Валерия Гергиева с журналистами: о развитии детского музыкального образования, возвращении уроков музыки и хорового пения в простые – именно простые, а не музыкальные – школы.

«Как руководитель Мариинского театра, я раньше думал, прежде всего, о зарплатах артистов, о продажах билетов. Сейчас думаю о детях, хочу, чтобы они выросли со светлыми идеями», – сказал Валерий Гергиев. Именно для этого он создал множество образовательных программ и детских спектаклей в Мариинском театре, возглавил Всероссийское хоровое общество и организовал 1000-голосый детский хор России. Накануне, в Тюменской филармонии, Гергиева ждал сюрприз: пришли шестеро детей из этого самого хора, который, как мы помним, участвовал в закрытии Олимпиады в Сочи и в большом концерте в новом Мариинском театре. Неугомонный маэстро хотел бы такие же огромные хоры видеть в каждом регионе, и об этом он старался договориться со всеми местными руководителями.

Другой лейтмотив Пасхального тура: строительство новых концертных залов и проблемы акустики. Тема, ой, какая животрепещущая для России! Конечно, «процесс пошел»: в последние годы открылись новые, современные залы в Омске (во многом по инициативе худрука Мариинки), Новосибирске, новые оперные театры в Астрахани и Владивостоке. Но… этого катастрофически мало. Гергиев не уставал всюду повторять: наши соседи китайцы каждые полгода открывают по залу… Что уж говорить о Японии, где даже в маленьких городках – прекрасные концертные площадки.

Реальность наша пока такова. Вот Иркутск, где оркестр Мариинского театра с Денисом Мацуевым выступали в Музыкальном театре им. Загурского. К сожалению, больше особенно негде. Да, в Иркутске есть концертный зал филармонии, но его инфраструктура безнадежно устарела, находится на уровне XIX века. За строительство новой концертной площадки горячо ратуют и Гергиев, и Мацуев – уроженец и любимец города, хозяин фестиваля «Звезды на Байкале». Власти вроде бы тоже «за». На короткой встрече с журналистами министр культуры Иркутской области Виталий Барышников порадовал, что уже начался этап проектирования. Прекрасно! Но следующие фразы министра несколько обескуражили: «Мы понимаем, насколько важно заложить правильные акустические параметры. И, хоть времени у нас и нет, мы никуда не торопимся». Валерий Гергиев все же попросил министра процесс ускорить.

Еще острее проблема стоит в Якутске. Здесь у филармонии вообще нет зала. Ее директор Наталья Базалева, впрочем, обнадежила Гергиева и журналистов, что решение о строительстве уже принято, но конкретных сроков не назвала.

Куда оптимистичнее проходили концерты на новых площадках: в Оперном театре Владивостока и Концертном зале имени Арнольда Каца в Новосибирске. Оба открылись прошлой осенью и, хотя имеют пока определенные акустические проблемы, но уже стали мощными центрами музыкальной жизни, яркими акцентами городской среды. Во Владивостоке идет премьера за премьерой, причем на стабильных аншлагах, сюда уже потянулись на работу музыканты, певцы, танцовщики со всей страны. А в Новосибирске в марте стартовал новый мощный Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина – уроженца города. Валерий Гергиев этому порадовался и пообещал Репину и его фестивалю всячески помогать. Извинился перед новосибирцами, что не смог приехать с концертом в марте. Обещал в следующий раз обязательно выступить. И еще поделился первыми впечатлениями от зала: «Я рад, что в России появился еще один зал. Ощущения у меня хорошие. Программу мы сегодня играем разнообразную: “Забытые приношения” Мессиана, рассчитанные на церковную акустику, “Жизнь героя” Рихарда Штрауса – на огромный зал. Я специально дал оркестру поиграть здесь ярко, продемонстрировать свою мощь».

Ну и еще одна ключевая тема Пасхального тура: поддержка молодых музыкантов. Гергиев считает, что «молодежь, которая не играет с большим оркестром, не может по-настоящему почувствовать себя на сцене». Вообще же сейчас, в преддверии следующего конкурса имени Чайковского, он призывает повнимательнее присмотреться к талантливым юным пианистам, скрипачам, виолончелистам... Сам Гергиев выступал с ними едва ли не всюду. Так, в Перми и Новосибирске с оркестром играл 15-летний пианист, обладатель Гран-при конкурса «Моцарт-вундеркинд» Даниил Харитонов. Он уже играл с Гергиевым на фестивале Мариинского театра «Лики современного пианизма». Первый концерт Рахманинова в обоих городах вызвал восторженный прием публики, как и этюд Листа «Метель» на бис. То ли несмотря на юный возраст, то ли именно благодаря ему, Даниил демонстрировал бесстрашие и уверенность на сцене, а его отточенная техника и по-юношески романтический темперамент, видимо, вызвали особое уважение музыкантов и дирижера, если уж Гергиев во всеуслышание предрек парню большое будущее.

Выступали в Пасхальном туре и действующие лауреаты конкурса им. Чайковского: в Тюмени – 20-летний корейский пианист Сенг Чжин Чо (III премия на XIV конкурсе им. Чайковского), и играл он, само собой, Первый концерт для фортепиано с оркестром. Молодой пианист исполнил хрестоматийное произведение вдохновенно и свежо, особенно порадовав умением работать в диалоге с оркестром. В Москве на сцену вышел золотой лауреат того же конкурса пианист Даниил Трифонов. Гергиев по этому поводу заметил: «Конкурс Чайковского выдвинул целую плеяду замечательных солистов. Вот, например, Сенг Чжин Чо, получивший свою бронзу в 17 лет, – он навсегда останется немного “нашим”, так как именно мы его открыли. Что касается Даниила Трифонова, то я с ним выступил уже, наверное, раз тридцать после его победы. Он получил “красную дорожку” в карьере. И это хорошо и для него, и для конкурса».

Пасхальный тур завершился, но смотрим афишу Мариинки – и поражаемся: уже 10 мая на трех ее сценах – 7 событий, 11 – шесть. Впереди – большой двухмесячный марафон «Звезды белых ночей». На вопросы журналистов, как музыканты справляются с громадными нагрузками, Валерий Гергиев в Тюмени ответил так: «Ни один оркестр в мире не согласится на такой маршрут. И ни один оркестр в мире не сыграет качественно при таких условиях. Но мы привыкли».
 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь