Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Интервью
Музыкальная жизнь №6, 2014
Юрий БАШМЕТ:
Когда занимаешься каждодневным трудом, не думаешь о его грандиозности
 
 
Юрий Башмет уже давно является лицом российской культуры – и для наших сограждан, и во всем мире. Руководитель оркестров, инициатор фестивалей, образовательных программ, основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, артист ни на минуту не останавливается на достигнутом. Показателен нынешний сезон, ознаменовавшийся блистательно проведенной Культурной программой Олимпиады в Сочи, международными фестивалями, в том числе в Ярославле, рихтеровскими «Декабрьскими вечерами», а еще – работой с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром, многочисленными событийными концертами… Деятельность музыканта не только востребована, но и оценена по достоинству: только что в День независимости России в Кремле состоялось награждение деятелей искусства Госпремией, и за музыку «ответил» Юрий Башмет. Мы попросили маэстро прокомментировать для читателей «Музыкальной жизни» главные события сезона.
Евгения КРИВИЦКАЯ
 
– Юрий Абрамович, прошедший сезон оказался действительно грандиозным. Возвращаясь мысленно к Сочи, что из программы фестиваля оказалось важным лично для вас?
– Когда занимаешься каждодневным трудом, не думаешь о его грандиозности. Просто делаешь то, что сегодня необходимо. И все последние годы так складывается жизнь, что каждый день нужно успевать сделать очень много. Олимпийский алгоритм, конечно, внес свои коррективы: это было напряженное время. Судите сами, надо было приготовить четыре новых программы с симфоническим оркестром «Новая Россия» и столько же с камерным «Солисты Москвы», куда мы пригласили и иностранных солистов и дирижеров, и еще наших потрясающе талантливых детей.
Работая по восемь часов в день, на Мосфильме, мы записали много музыки, которая затем исполнялась в Сочи. Выступая в гуще спортивных событий, оркестры проводили параллельно и свой фестиваль на сцене Зимнего театра, который на этот раз был наиболее масштабным. Опыт последних фестивальных лет оказался весьма плодотворным: все концерты сопровождались полным аншлагом и соответствующим успехом, все это можно было увидеть в интернет-трансляции с каждого выступления.
Оркестр «Новая Россия» также выступил на собрании Международного Олимпийского комитета, на котором присутствовал Президент России Владимир Путин и Президент МОК Томас Бах. А для меня лично самым важным и радостным событием из Сочинской программы явилось окончание Олимпиады-2014. И все-таки она кончилась. Ура, мы сделали это.

– В орбите ваших творческих проектов важное место занял Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Только что этот коллектив вместе с вами совершил первое зарубежное турне. Удалось завоевать Европу? Что запомнилось из этой поездки?
– Всероссийский юношеский симфонический оркестр – это часть моей творческой программы, которой я уже давно посвящаю значительное время. Дело в том, что главным периодом в жизни музыканта является детский возраст, это тот самый момент, когда определяется, будет человек музыкантом или пойдет другим путем. В этом деле решающую роль должны играть педагоги: не пропустить талант.
Я уже взял под свою опеку несколько образовательных центров: в Новокуйбышевске, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге. Скоро такой же откроется в Подмосковье. Очень увлекательная работа. Ты видишь, что нужен детям и их педагогам.
Юношеский оркестр продолжает эту линию, но уже для молодежи более взрослой. Мы постоянно следим, где появляется новый талант, и приглашаем его в коллектив. Этот оркестр уже дал довольно много концертов в России, на Олимпиаде в Сочи, в Петербурге, Москве и вот только что в Женеве, Брюсселе, Берлине. Результаты, считаю, отличные. Вы не можете себе представить, какой успех был в Берлинской филармонии. А запомнилось больше всего – слезы на глазах детей после последнего выступления.

– В мае Детскому фонду Юрия Башмета было передано здание на Полянке. СМИ писали, что вы планируете сделать там культурный центр. Расскажите, пожалуйста, подробнее о концепции и планах вашего нового детища.
– В продолжение предыдущей темы – подарок Москвы моему Фонду, красивейший особняк на Полянке. Большая помощь и моим оркестрам, и ансамблям, и работе с детьми. Но пока эта история со многими неизвестными. Надо освоить дом, приобрести инструменты и мебель, создать административную и творческую команду. Я поручил это дело своему сыну Александру, чтобы расстояние между замыслами и воплощениями было кратчайшим. Уверен, что у него это получится, и я буду спокоен. А вообще, свой Центр с залом и классами – это Мольто Грандиозо.

– Когда я была в Екатеринбургском колледже, то его директор Эльвира Архангельская с восторгом рассказывала о сотрудничестве с вами, о созданном вами Образовательном центре. В чем суть этого проекта?
– Думаю, что наша беседа как раз и охватывает тему образовательных центров. Я нисколько не удивляюсь, что районные музыкальные школы переполнены, и родители мечтают отдать туда своих детей. Даже если небольшой процент впоследствии займется нашим трудом профессионально, мы из оставшихся получим хорошую аудиторию понимающих слушателей.
Что касается Екатеринбурга, то это город очень высокой музыкальной культуры. Можно говорить, что мы еще не доросли, что надо сначала накормить народ, найти национальную идею и тому подобное. Расстраивает, что есть области, где руководство под этими лозунгами игнорирует искусство, не понимая, что развитие культуры не просто обогащает, но способствует расцвету вообще всех сфер жизни и производства. Но вот пример – в наших же российских условиях власти Екатеринбурга и местная филармония создали великолепный симфонический оркестр, проводят большую методическую работу, поддерживают музыкальные школы и колледжи. Не подумайте, что Екатеринбург – единственный в своем роде. Столь же успешны Новосибирск, Пермь, Нижний Новгород, Казань, Самара, Ярославль… Короче говоря, все зависит от нас самих.

– Особое место в ваших программах занимает сотрудничество с Константином Хабенским. Я видела ваши композиции с Шубертом и Камю, с «Карнавалом животных», «Параллельные миры». Это действительно оригинальный синтез искусств. Среди них есть и версия «Евгения Онегина» – расскажите, пожалуйста, подробнее об этом!
– Вы сами же и ответили на свой вопрос. Это действительно прекрасный синтез искусств. И главное в нем – современный взгляд на музыкальную, художественную и театральную классику. Публике это интересно и меня тоже очень увлекает. Громадный простор для фантазии, для нового прочтения, но, конечно же, без пошлости, нынче очень модной.
К этому слиянию музыки и слова меня подтолкнул Никита Сергеевич Михалков. Он же рекомендовал мне в качестве солистов двух, я считаю, гениальных актеров: Евгения Миронова и Константина Хабенского. Мы сделали с Мироновым несколько прекрасных программ, очень украсивших наш репертуар.
Последние годы я получаю большое удовольствие от совместной работы с Хабенским. Он оказался прекрасным партнером и по духу, и по актерскому мастерству, и даже по внешности. Его легкий скептицизм в выражении лица, богатство голосовых интонаций очень часто дорисовывают наш общий замысел в каждом исполняемом произведении. Он совершенно неподражаем в драматических сценах, и его сольные главы из «Онегина», заменяющие музыкальные действия, производят очень сильное впечатление. Восторженная реакция публики на нашего «Онегина» (а мы уже дали пять концертных исполнений в разных городах) подтверждает мои слова.

– Вас можно увидеть в качестве участника в постановке оперы «Альтист Данилов» Александра Чайковского. И вообще часто в ваших программах звучит современная музыка, хотя многие музыканты избегают ее играть и просто даже не понимают. Что дает вам, как артисту, это общение с творчеством современников?
– Да, я действительно очень люблю современную музыку. А ее противникам отвечу известной фразой: если она существует, значит это кому-то нужно. На самом деле – очень многим людям. Современная музыка – это наша современная жизнь. Вместе с ней есть современная поэзия, проза, живопись, стоящая безумных денег, театр, наконец. И это прекрасно, что «партия и правительство» перестали учить композиторов, как надо писать музыку.
Все дело в таланте. Если он есть, то и музыка обязательно произведет впечатление даже на неподготовленного человека. Если таланта нет, то композиция канет в лету и никто о ней никогда не вспомнит. Думаю, что я уже достаточно подготовил почву для объяснения, почему я дружу с Александром Чайковским. Вот пример современного композитора, который используя новые выразительные средства, создает ярчайшие музыкальные образы, невероятно воздействующие на слушателей. Поэтому многие его сочинения вошли в мой сольный и оркестровый репертуар. Среди них и опера «Альтист Данилов», мне посвященная.
В современной музыке я больше чувствую себя соавтором композитора. И чем талантливее произведение, тем больше простора для моей исполнительской фантазии. И это естественно, я больше знаю возможности своего инструмента, у меня есть свое ощущение зала, свои динамические соотношения с оркестром и, в конце концов, мои собственные возможности тоже.

– Позвольте поздравить вас с награждением Госпремией «за вклад в развитие отечественной и мировой культуры». С каким чувством вы получали ее в Кремле?
– Спасибо за поздравления. Это уже четвертая Госпремия в моей коллекции, но первая с таким перечнем заслуг, что выделяет ее из ряда предыдущих. Я благодарен за такую лестную оценку и нашему Президенту, и всем тем, кто принял решение о моем награждении, и своим многочисленным коллегам – артистам Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и «Солистам Москвы», вложившим огромный труд в год Сочинской Олимпиады и в большое количество концертов, чрезвычайно важных для развития культуры России. А еще я очень часто вспоминаю своих родителей, которые среди многих бесценных истин чаще других повторяли следующую: если кто-то тебе делает добро, твоя святая обязанность ответить этому человеку таким добром, на которое ты способен.

 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь