Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №6, 2014
Музыкальные музеи России
Владимир Тропп:
Создавать жизнь в мемориальном пространстве
 
 
В лабиринтах коридоров Российской академии музыки имени Гнесиных не сразу найдешь путь к скромным комнатам, где проживала основательница всемирно известного вуза Елена Фабиановна Гнесина – представительница семьи подвижников, посвятивших себя служению русской культуры. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения этой замечательной женщины, которой довелось общаться с выдающимися людьми разных эпох – от Танеева и Бузони до Юрия Гагарина. Прекрасной пианистки, педагога от Бога, общественного деятеля.
О том, как живется сейчас Мемориальному музею-квартире Ел.Ф. Гнесиной, мы спросили у его директора, музыковеда и пианиста Владимира Троппа.
Евгения КРИВИЦКАЯ
 
– С одной стороны, музей – маленький, находится внутри Российской академии музыки имени Гнесиных и посвящен Личности, известной все же не каждому – в отличие от Лермонтова или Цветаевой (их дома-музеи находятся рядом с нашим). Имя Елены Гнесиной известно прежде всего музыкантам, и вряд ли можно ожидать какого-то массового стремления увидеть квартиру, в которой она жила. Кроме того, если в небольших городах, где имеется всего несколько музеев, каждый из них является важной достопримечательностью и одним из культурных центров города, то в Москве – сотни музеев, и, несмотря на наличие сайтов и иной информации, большинству известны лишь самые крупные и популярные из них.
С другой стороны, круг наших посетителей весьма широк – это не только музыканты (причем из разных стран), но и пенсионеры, школьники. Ведь для многих людей имя Гнесиных связано с историей отечественной музыкальной культуры, с музыкой вообще, и им интересно узнать что-то более конкретное о жизни и деятельности этой семьи, или познакомить с ней своих учеников. Сразу после открытия музея посетителей бывало довольно много, потом количество падало, но в последнее время наблюдается увеличение аудитории – самое большое число было в 2012 году: это полторы тысячи за год. Но, конечно, о «потоке» пока говорить не приходится. Сейчас люди активно откликаются на общегородские акции – так, с каждым годом все больше народу приходит в Международный день музеев, небывалое количество школьников приходило к нам в этом году в связи с проводившейся городской олимпиадой «Музеи. Парки. Усадьбы». Обидно то, что кроме первокурсников Академии (у которых в музее ежегодно проходит «Посвящение в студенты») и Колледжа имени Гнесиных, обязательно посещающих музей каждую осень, сами гнесинцы – то есть педагоги, сотрудники, учащиеся учебных заведений, созданных Гнесиными и носящих их имя, – бывают у нас мало, а некоторые даже и не знают о нашем существовании.
Если бы посетителей было больше, то мы организовали бы работу так, чтобы в любой момент принимать экскурсантов (а осмотр мемориальной экспозиции возможен только в виде экскурсии). Но пока это не рационально. Тем не менее музей готов принять как можно больше желающих: экскурсии назначаются даже для одиночного посетителя и в любой день, но только по предварительной договоренности.
 
 
– Деятельность музея поддержана государством? Есть бюджет на ее развитие?
– Интересно то, что более двадцати лет со времени своего создания музей работал как «народный». Его организатор и многолетний первый директор Маргарита Эдуардовна Риттих, как и все сотрудники (их число колебалось от четырех до десяти) в течение 25 лет работали на общественных началах, не получая ни копейки! Представляете: трое наших сотрудников продолжали свою, фактически волонтерскую, деятельность тридцать лет и более, а одна – Н.С. Сванидзе – целых 43 года! Главной задачей для них было – во что бы то ни стало сохранить ту обстановку, в которой жила Елена Фабиановна, и все хранившееся у нее дома наследие – архив, библиотеку, мемориальные вещи. Порой это приходилось делать вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам, и уж, конечно, не было никакого финансирования – только на собственном энтузиазме! Это способствовало особой обстановке в музее, духу единства и самоотдачи, чувству собственного дома для всех, кто там обитал, – а это было так важно для поддержания именно домашней, семейной атмосферы, чуждой малейшего официоза, что всегда отличало Дом Гнесиных.
Наконец, в 1988 году музей получил статус вузовского, тогда при Институте – ныне Академии имени Гнесиных, а еще через два года появился первый штатный сотрудник. Сейчас совершенно иная ситуация: у нас все 6 сотрудников получают зарплату, причем, если раньше она было очень маленькой, то в последние годы поднялась в 5-6 раз. Но что касается финансирования самой работы музея, то его практически нет «де юре»: ведь у вуза, естественно, масса потребностей, и обеспечение работы музея, конечно, далеко не главная и, по определению, не самая необходимая из них. Так что официально никакого финансирования не предусмотрено – в этом сложность положения ведомственных музеев. Ректор Академии может в каких-то необходимых случаях помочь, что-то выделить нам. Три раза мы получали гранты – один достаточно большой, на который приобрели все те витрины, которые используются для наших выставок. А остальное – если честно, приходится делать на собственные деньги. Но мы ведь еще сохраняем тот энтузиазм, который был присущ первым нашим сотрудникам!
Поскольку мы – вузовский музей, то большая часть наших посетителей бывает на экскурсиях бесплатно: это учащиеся, педагоги, сотрудники и специальные гости не только Академии, но и трех остальных учебных заведений имени Гнесиных (Колледжа и двух музыкальных школ). Для остальных плата за экскурсионное обслуживание очень невелика (50 рублей с обычных взрослых экскурсантов, 25 – со школьников, студентов и пенсионеров), так что получаемая от этого выручка – мизерная. На все же мероприятия в музее – а они у нас имеют общее название «творческих собраний» – вход свободный.
 
 
– Расскажите, пожалуйста, какая научно-выставочная деятельность ведется в стенах музея. Я побывала у вас на интереснейшей выставке, посвященной Леониду Сабанееву, у вас проводятся конференции…
– Елена Фабиановна прожила долгую жизнь (книга, включающая ее воспоминания, статьи, письма, выступления, которую мы подготовили и выпустили в 2008 году, была названа ее словами: «Я привыкла жить долго…»), общалась со многими людьми, и у нее дома сохранился весьма обширный, разнообразный, интереснейший архив. Для его описания понадобилось 36 лет! Этот архив, как и мемориальные библиотеки – нотная и книжная, некоторые произведения изобразительного искусства и мемории, составляют основу наших фондов. Кроме «доставшегося» наследия при создании музея, позже поступили архивы и других членов семьи Гнесиных, нескольких старейших педагогов-гнесинцев, материалы по истории Гнесинских учебных заведений. Но посетители видят очень маленькую часть этого (около 400 экспонатов из 15 тысяч): лишь то, что «выставила» в своей небольшой квартире сама Елена Фабиановна. Поэтому выставки для музея просто необходимы, чтобы знакомить с нашими богатствами: ведь у нас есть и программы концертов за вековой период, и множество писем от выдающихся людей, и самые разные фотографии, и коллекции юбилейных материалов, нотных рукописей… В связи с датами нынешнего года – а это не только 140-летие Ел.Ф. Гнесиной, но и 70-летие Гнесинского Института-Академии, и 130-летие младшего брата, Григория Гнесина, талантливейшего человека с трагической судьбой – проходят несколько выставок: «Личные вещи Ел.Ф. Гнесиной», «Педагоги-основатели Института имени Гнесиных», «Бродячий певец Григорий Гнесин», «Документы из истории Института-Академии им. Гнесиных». Делаем мы выставки и в других музеях – наиболее регулярно это происходит в Музее Скрябина (продолжаем «дружить домами», как когда-то сами их обитатели). А с недавнего времени, когда у нас появились витрины, можем принимать и экспонаты из других музеев или частных коллекций: таковой была и выставка из архива Сабанеева, привезенного из Парижа профессором РАМ им. Гнесиных Т.Ю. Масловской и показанного впервые у нас; а также и приехавшая из Баку выставка, посвященная азербайджанскому композитору и дирижеру Ниязи, начинавшему свое музыкальное образование у Михаила Гнесина в Гнесинском техникуме (училище).
Научная работа у нас многообразная: ведь фонды требуют серьезного освоения, публикаций, да и деятельность Елены Фабиановны была чрезвычайно разносторонней: это и руководство учебными заведениями, и педагогика, и строительство зданий (она шутила: «Я музыкант, а по совместительству на стройке работаю»), и общественная работа, и бесконечная помощь людям… Изданы книги воспоминаний о ней, ее литературного наследия, два сборника «Записок музея», готовится большая публикация по истории учебных заведений имени Гнесиных и многое другое. А среди наших «творческих собраний», хотя они бывают теперь не слишком часто, есть и ежегодная конференция – «Гнесинские чтения» (она всегда проходит 15 февраля, в день традиционного праздника гнесинцев – день начала занятий с первой ученицей Гнесиных в 1895 году), и вечера памяти, и другие события.
Хотя, конечно, посетители приходят прежде всего для того, чтобы увидеть подлинную прижизненную обстановку квартиры Ел.Ф. Гнесиной. Это – главная наша ценность, наряду с богатыми фондами. Но важно и поддерживать ощущение «остановившегося времени», и создавать жизнь в мемориальном пространстве. В музее бывают и лекции по истории музыки и музыкального образования, и экскурсии-концерты для детей и взрослых… Жизнь здесь разнообразна, да и как же может быть иначе: ведь уникальность музея еще и в том, что он посвящен и великой Личности, и замечательной семье музыкантов, и созданным им учебным заведениям, и всей окружающей их культуре.
 
 
   
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь