Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №7-8, 2014
Александр СОЛОВЬЁВ
Петербург встречает друзей
С 1 по 6 августа в северной столице прошел XII Международный фестиваль хорового искусства и Х Юбилейный международный конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Поющий мир» имени Юрия Фалика
 
 
     
 
Необыкновенно теплая, радушная атмосфера царила на очередном празднике хорового искусства, без которого уже не мыслится петербургская афиша первой декады августа. География и масштаб события впечатляют: в нынешнем «Поющем мире» приняли участие более трех десятков коллективов из Болгарии, Германии, Гонконга, Израиля, Кипра, Сингапура, Франции, Эстонии и Японии. А Российская Федерация была представлена хорами и ансамблями из Благовещенска, Иркутска, Казани, Магнитогорска, Москвы, Новосибирска, Светлого, Улан-Удэ и, разумеется, Санкт-Петербурга. Собрать такое разнообразие творческих сил стало возможным благодаря работе арт-директора фестиваля Сергея Екимова – композитора, дирижера, доцента Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени Римского-Корсакова.

За шесть фестивальных дней состоялось шестнадцать ярких концертов, проводимых на самых разных площадках: Малый зал имени Глазунова Санкт-Петербургской консерватории, Капелла имени Глинки, многочисленные церкви – Евангелическо-лютеранский приход святой Марии, Казанский собор, Кафедральный собор святых Петра и Павла, Эстонская церковь святого Иоанна… Волшебная акустика и сакральный антураж поддерживали и творчески вдохновляли гостей фестиваля.

Большинство концертов проходили в гала-формате, что позволяло слушателям сравнить и оценить стиль, профессиональное мастерство, качество интерпретаций участников. Так, сочинения петербургских композиторов исполняли Саратовский губернский театр хоровой музыки Людмилы Лицовой, Вокальный ансамбль «Контрасты» из поселка Светлый, Амурская хоровая капелла «Возрождение» из Благовещенска, Хор мальчиков «Соловушки Магнитки» музыкальной школы-лицея Магнитогорской государственной консерватории.

Палитра прозвучавших сочинений была необычайно широка и разнообразна. Это духовная и светская музыка Юрия Фалика, Валерия Гаврилина, Александра Кнайфеля, Григория Корчмара, Леонида Десятникова, Сергея Екимова, Евгения Петрова, песни и романсы Андрея Петрова, Якова Дубравина, обработки русских народных песен.

Ярким событием в программе «Поющего мира» стал вечер, посвященный юбилею президента фестиваля – народного артиста России, профессора Якова Дубравина. Он принадлежит к плеяде знаменитых «капелланов» – выпускников известного на всю страну Ленинградского (Санкт-Петербургского) хорового училища имени М.И. Глинки. Многие воспринимают Дубравина исключительно как композитора-песенника, но это не совсем так. Им созданы два мюзикла, оперетта, 6 кантат, 15 вокальных циклов, музыка для кино- и телефильмов, спектаклей, цирковых программ, радиопередач, композиции для эстрадно-симфонического оркестра, инструментальных ансамблей и, конечно же, хоровые сочинения. Последние годы композитор активно работает в жанре свободной обработки песен и романсов русских и современных композиторов, народных песен.

Что касается эстрадной песни, то вклад в классику жанра маэстро хорошо известен. Например, Сергей Довлатов (когда-то в далеком 1986 году встретивший в аэропорту Нью-Йорка тогда впервые прилетевшего в Штаты композитора) стал автором стихов песни «Свидание с Ленинградом» («Мне город протянул ладони площадей…»). Свои первые записи сделала Ирина Понаровская, получив с песнями Дубравина престижную премию на конкурсе «Шлягер–1975» в Дрездене и Гран-при в Сопоте (1976). Легендарный Игорь Тальков, жизнь которого трагически оборвалась в 1991 году, записал более десятка песен Дубравина. Его вокальный цикл «Признание» исполнил и записал Максим Леонидов.

Песни Якова Дубравина входили в репертуар не только звезд эстрады, но и оперной сцены. Так, в альбоме «О городе и о любви» (вышедшем в 2011 году) 10 песен вдохновенно исполняет выдающийся российский баритон Сергей Лейферкус.

В авторском вечере Якова Дубравина, проходившем в Капелле имени Глинки, рядом с прославленным Саратовским хоровым театром выступил и Женский хор Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова под управлением Сергея Екимова, по праву стоящий в ряду лучших студенческих хоровых коллективов России. Концерт, длившийся более двух с половиной часов, прошел на «едином дыхании», оставил ощущение света и радости. Среди прозвучавших сочинений – как оригинальных авторских, так и обработок сочинений Мусоргского, – выделю блок, посвященный теме «Ленинград и Победа». Композитор, будучи ребенком, застал период блокады Ленинграда и помнит ужасы войны, поэтому так пронзительны интонации его песен о войне. В 2015 году надеюсь увидеть маэстро Дубравина на сцене Большого зала консерватории гостем фестиваля «Дню Победы посвящается…»

Традиционная составляющая фестиваля – конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей. В этом году – десятый, юбилейный. Конкурс посвящен памяти Юрия Фалика, маститого петербургского композитора, стоявшего у истоков «Поющего мира». В этом году состязания прошли в десяти (и это рекордное количество!) номинациях. А в жюри конкурса – представители Италии, Эстонии и России. Для меня было почетно впервые в истории конкурса представлять Москву в качестве члена жюри, которое бессменно возглавляет заведующий кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории Валерий Успенски, отпраздновавший в этом году свою «круглую дату» – 75-летие.

Отмечу достойный уровень коллективов, принявших участие в конкурсе, и абсолютно заслуженную победу национального эстонского хора девушек «Leelo», завоевавших Гран-при. «Leelo» под управлением обаятельной Кюлли Киивет чрезвычайно убедительно исполнил сложную, контрастную программу из произведений современных авторов – «Cantate Domino» венгерского молодого композитора Л. Гендези (его сочинения часто исполняются ныне европейскими хорами), эстонских авторов П. Уусберга, П. Костиайнена. Завершающая пьеса получила также сценическое воплощение, построенное на элементах эстонских танцев, что прекрасно сочеталось с национальными костюмами. За них «Leelo» даже удостоился специального приза жюри. Думаю, что этот коллектив московские слушатели смогут оценить в концертах юбилейного «Х Международного Осеннего хорового фестиваля», которые пройдут с конца сентября и в октябре нынешнего года.

Безупречно и технически отточено выступил Хор средней школы «Marymount» из Гонконга, выигравший категорию «Детские хоры», спецприз за лучшее исполнение сольной партии, а также приз зрительских симпатий. В их программе, изобилующей технически-сложными приемами звуковедения, увы, несколько не хватило мастерства кантилены. Сильное впечатление оставил победитель категории «Смешанные хоры» – Амурская хоровая капелла «Возрождение» из Благовещенска. Отрадно было встретиться с руководителем хора Еленой Беляевой, в свое время совершенствовавшейся в «мастерских» профессора Б.Г. Тевлина. Она подготовила конкурентоспособный коллектив, что было отмечено также спецпризами за лучшее исполнение сочинение Ю. Фалика (на конкурсе прозвучал хор «На базаре» из триптиха на стихи В. Солоухина), за лучший сценический костюм. Мне довелось провести творческую встречу с этим хором и в течение часа поработать над партитурой А. Шнитке «Отче наш»: певцы оказались очень мобильными и чутко отзывались на малейший жест и эмоциональный посыл.

Фестивальные дни стали творческим марафоном для Хора мальчиков «Соловушки магнитки». Полтора десятка парней, ведомые своей наставницей Верой Кожевниковой, выступили в нескольких фестивальных концертах, трех номинациях и были также признаны победителями в своей категории («Однородные хоры»), а исполнявший партию фортепиано Иван Кожевников стал лауреатом спецприза «Лучшему концертмейстеру». Несмотря на благоприятный результат, не могу чувствовать себя полностью удовлетворенным звучанием хора, в котором пока есть интонационные проблемы, отсутствие синхронности пения в номерах со сценическим движением.
Несмотря на сложности нашего времени, в Санкт-Петербург приехали хоры из Германии и Франции. Два больших мужских хора, вопреки своему любительскому статусу и возрастному приближению к категории «сеньоры», убедили стройным звучанием и художественным вкусом. Мужской хор «Eintracht Erbarch/Taunus» из города Бад Камберг, к сожалению, несколько не добравший баллов до первой премии, исполнил программу выразительно и достойно, а его руководитель – Доннес Карл-Вильхельм получил приз в номинации «Лучший дирижер».

Из ансамблей отметил бы Женский вокальный коллектив «Весналика» (Петербург), продемонстрировавший разнообразную программу (включавшую пьесы Хавьера Бусто, Михаэля Ройтерштейна, обработку финской народной песни), исполненную сценически органично и убедительно в ансамблевом отношении.

В заключение хотел бы подчеркнуть позитивный микроклимат и организационную слаженность всех мероприятий, проходивших в рамках «Поющего мира», организация которого легла на плечи Центра международного сотрудничества в области культуры «Интераспект» (генеральный директор Елена Бизина).

Уже двенадцать лет звучит гимн фестиваля «Поющий мир», слова которого хочется петь вновь и вновь: «Поющий мир! Пусть песня эта льется без конца! Тебе мы отдаем сердца свои и голоса!»
 
 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь