Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Евгения КРИВИЦКАЯ
"Алло, мы ищем валторниста…"
В рамках Симфофорума в Екатеринбурге состоялся семинар для менеджеров концертных организаций и симфонических коллективов России. К ним присоединились и коллеги из стран СНГ.
 
 
В Свердловской филармонии в эти сентябрьские дни было многолюдно. Директора, первые замы, худруки, пресс-секретари концертных организаций страны знакомились, обменивались контактами. Хотя СКОР существует не первый год, но кадры обновляются, и такие встречи крайне важны, чтобы держаться «единым фронтом». О том, насколько важны, свидетельствует повестка дня. Главным пунктом обсуждалась программа «Концепции концертного дела в области академической музыки», которую предложило Министерство культуры РФ.

Президент СКОР и генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, открывавший этот форум, подчеркнул: «Музыканты, как и классические артисты балета, оперные певцы и многие другие артистические профессии, априори существуют на общероссийском и на международном рынке труда. То есть в силу специфики своей профессии могут быть востребованы во многих странах, и это процесс двусторонний – наши артисты едут работать за рубеж, иностранные – к нам. Это важно учитывать как при создании новых оркестров, так и при развитии уже имеющихся». Алексей Шалашов образно сравнил подход к формированию симфонического оркестра со стороны учредителей с формированием футбольных и хоккейных команд в спорте. «Если губернатор, власти региона, города хотят классную хоккейную, футбольную команду, то они спрашивают: “Сколько стоит игрок сегодня на международном рынке?” Ему говорят: “Вот класс А, какой хотите уровень? Первый класс – к примеру, 5 миллионов долларов. Второй класс – в 2 раза меньше. Заказывайте”. То же самое в сфере классической музыки: “Какой хотите оркестр? Какого уровня?” Обеспечьте финансирование! Только так и никак иначе!»

Заместитель директора Свердловской филармонии Наталия Штерн подняла вопрос о необходимости внесения изменений в налоговый и таможенный кодексы: до сих пор закупка инструментов за рубежом и ввоз их потом в Россию, приглашение иностранных артистов на гастроли сопровождаются бюрократическими препонами.
 
 
Также была затронута тема дефицита некоторых оркестровых специальностей, прежде всего медных духовых. «Сформируйте заявку – я передам ее в Министерство культуры, – предложил А. Шалашов, – где готовы рассмотреть возможность увеличения мест в российских консерваториях по дефицитным оркестровым специальностям – своего рода “целевых" мест по "заказу" российских филармоний и оркестров. Ведь до последнего времени такой аналитики не было». «Я считаю, – поддержал дискуссию Александр Колотурский, – что мы должны от имени СКОР также обратиться в Министерство культуры и выразить обеспокоенность или даже требование, чтобы в консерваториях и других музыкальных высших учебных заведениях была усилена оркестровая подготовка. Надо поставить вопрос о создании специальных оркестровых факультетов, как это делается, например, в Финляндии».

«Для большинства оркестров среднего уровня вполне может – а для некоторых просто должен, – существовать институт постоянно действующих педагогов групп, – продолжил А. Шалашов. – Есть много опытнейших концертмейстеров, вышедших на пенсию, но обладающих бесценным опытом. Их бы привлекать к репетиционному процессу, к воспитанию молодых оркестровых кадров. Мощный рычаг – молодежный симфонический оркестр. У нас в России их катастрофически мало. Нам надо учесть зарубежный опыт: в США 200 университетов, в каждом – свой молодежный коллектив. Понимаете, какая это база для профессиональных оркестров! Конечно, честь и хвала Александру Николаевичу Колотурскому, что он создал молодежный оркестр в Екатеринбурге, заложив колоссальный фундамент для УФАО: он прекрасно понимает, что если в молодежке зажжется какая-нибудь звездочка, то потом она украсит взрослый оркестр. Вообще, считаю, что тему целевых мест надо начинать разрабатывать. Она, мне кажется, перспективна и действенна».

На семинаре Свердловская филармония представила участникам уникальный документ – многостраничную сводку «Информация о региональных симфонических оркестрах России». Подвижники из Екатеринбурга по собственной инициативе собрали и обобщили характер деятельности отечественных симфонических коллективов, их статусы, их достижения и проблемы. Полученные сведения дают лишь относительную картину по России: не все оркестры откликаются на разосланные анкеты или по каким-то причинам не предоставляют полной информации о себе.

Так или иначе, в документе отражена масса интересных вещей: от количества оркестров по регионам, наличие/отсутствие главных дирижеров, собственных концертных залов до численных составов музыкантов симфонических оркестров и вакантных мест в них на перспективу.

Семинар занял три полных дня Симфофорума. На нем обсуждались также темы: «Правовые вопросы использования нотного материала и взаимоотношения оркестров с издательствами и композиторами», «Оркестр в городском пространстве: из опыта работы европейских и российских симфонических оркестров», где опытом делились гости – исполнительный директор Ассоциации симфонических оркестров Финляндии Айла Саурамо, директор Рязанской филармонии Галина Соколова, директор Академического симфонического оркестра Крымской филармонии Юлиан Рыбчинский, заместитель генерального директора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга по развитию Федор Романов, художественный руководитель Вятской филармонии Андрей Сандалов. Последняя часть семинара прошла в формате выездного заседания в Алапаевске – одном из российских городов, связанных с именем П.И. Чайковского. Конференция на тему «Оркестр и его роль в формировании культурного пространства малых городов России» завершила, но отнюдь не подвела черту в дискуссии между государством и профессиональным сообществом, пытающимся заставить локомотив под названием симфонический оркестр двигаться по цивилизованным рельсам.
 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь