Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Надежда ДАРАГАН
"Тамар" обретает новую жизнь
9 декабря 2014 года Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы представляет специальную программу, посвящённую 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.
 
 
Романтический, полный страстей мир стихотворения Лермонтова раскрывается в балете «Тамар», поставленном на музыку симфонической поэмы М. Балакирева. Ориентальный колорит, удивительное стилистическое разнообразие в рисунке танца, изысканно сочетающем элементы классической хореографии и танца модерн, экспрессивная, граничащая с эротикой, пластика, - всё это сделало «Тамар» одной из самых нашумевших парижских премьер 1912 года. И, возможно, не только для парижан того времени, но и для поклонников балетного искусства всего мира, знакомство с балладой Лермонтова состоялось именно благодаря хореографическому воплощению поэтического первоисточника о безжалостной роковой царице, убивавшей влюбленных в неё юношей. Хореография Михаила Фокина 1912 года не сохранилась. Современная постановка была осуществлена литовским хореографом Юриюсом Сморигинасом.

Благодаря работе А. Лиепы по воссозданию этого шедевра танцевального искусства, один из красивейших балетов начала ХХ века – «Тамар» - обретает новую жизнь на крупнейшей сцене России – в Государственном Кремлёвском Дворце. В спектаклях примут участие звезды мирового балета: Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе, прима-балерина театра «Кремлевский балет» Александра Тимофеева, солисты Мариинского театра Юлия Степанова, Илья Кузнецов, артисты театра «Кремлевский балет».

И еще. Балет «Тамар» является первой работой хореографа в новом качестве: с мая 2014-го А. Лиепа стал художественным руководителем и главным балетмейстером театра «Кремлевский балет». Хотя с труппой «Кремлёвский балет» Андрис Лиепа сотрудничает давно, на протяжении последних семи лет совместно танцовщики осуществил постановки двенадцати балетов, воссоздающих легендарные спектакли антрепризы «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Вообще же, работу по воссозданию постановок «Русских сезонов» Андрис Лиепа ведёт с 1993 года, и первыми вновь увидевшими жизнь балетами стали три балета Михаила Фокина: «Петрушка», «Шехеразада» и «Жар-птица», из которых два последние вошли в репертуар Мариинского театра. В рамках проекта «Русские сезоны XXI века» (в котором Андрис Лиепа является режиссером, организатором и продюсером) восстановлено свыше полутора десятка балетных и вокально-танцевальных шедевров знаменитой антрепризы Сергея Дягилева, среди которых – постановки для театров оперы и балета Рима, Дрездена, Флоренции, Минска и, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга. Спектакли «Русских сезонов», воссозданные А.Лиепой, идут на сценах Мариинского театра, московского Театра имени Наталии Сац, а труппу «Кремлёвский балет» можно считать едва ли не основным партнёром постановщика в процессе воссоздания большинства дягилевских постановок. В рамках проекта «Русские сезоны XXI века» артисты этих театров представляли легендарные спектакли дягилевской антрепризы в Париже, Лондоне, а география российских гастролей охватывает как крупнейшие города страны, так и небольшие региональные центры, для которых знакомство с шедеврами балетного искусства становится экстраординарным событием. 9 декабря зрители Государственного Кремлёвского дворца увидят одни из самых экспрессивных постановок «Русских сезонов»: одноактные балеты «Тамар», «Жар-птица», «Послеполуденный отдых Фавна».
 
 
Важнейшим составляющим того высокого художественного впечатления, которое производят эти одноактные балеты, является их сценическое оформление. Легендарные герои русских сказок, страстные персонажи поэмы Лермонтова, античные барельефы поэтичной зарисовки о мифологическом Фавне оживают в роскошных костюмах и декорациях Льва Бакста, воссозданных Анной и Анатолием Нежными.

Свыше ста лет назад Сергей Дягилев представил в программах «Русских сезонов» эти спектакли. Каждый из них вошёл в мировую историю, как уникальная постановка, все компоненты которой являются непревзойдёнными образцами музыкально-театрального искусства. Музыка крупнейших композиторов первой половины ХХ века, невероятно эффектные декорации и костюмы, выполненные выдающимся художником того времени, новаторская стилистика в хореографии, - каждая грань этих великих балетов «Русских сезонов» является выдающимся произведением искусства, а их сочетание рождает удивительный образный мир, никого не оставляющий равнодушным, и неизменно восхищающий зрителей.
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь