Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №11, 2014
Ольга КОРДЮКОВА
Преодолеть волнение и раствориться в музыке
Среди огромного количества и разнообразия абонементов Московской филармонии (а в нынешнем сезоне их более 200!) уже традиционно заметное место занимают циклы, представляющие талантливых молодых солистов, тех, кто уже завтра будет определять лицо отечественной исполнительской школы
 
 
Со стороны Московской филармонии это не просто интерес или симпатия к тому или иному музыканту, но четко выстроенная и продуманная концепция развития и продвижения талантов. В последние годы сложилась своеобразная трехступенчатая система: «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Звезды XXI века». Концерты этих абонементов проходят в Камерном зале филармонии и в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Молодые артисты могут «раскрыться» в полной мере и в сольных камерных программах, и в масштабных произведениях с симфоническим оркестром. «Попасть» в такой абонемент для молодого музыканта – большая удача. Но и две другие стороны музыкального процесса – организаторы и публика – тоже не в накладе. Московская филармония взращивает звезд, обеспечивая непрерывность и высокий уровень концертной жизни в будущем (и надо признать, как правило, не ошибается), а публика с азартом открывает новые для себя имена. Есть еще одна маленькая «хитрость»: если это симфонический концерт, то оркестр обязательно будет первоклассный, а программа – практически беспроигрышная. Солисту остается только одно – выступить ярко и убедительно, преодолеть волнение и раствориться в музыке.

1 ноября в КЗЧ такая задача стояла перед тремя молодыми солистами, лауреатами международных конкурсов. Московская публика их уже хорошо знает – это пианисты Арсений Тарасевич-Николаев, Андрей Гугнин и скрипач Михаил Почекин. Каждый из них решил эту задачу по-своему и в разной степени.

Первым выступал Арсений Тарасевич-Николаев. Ему 21 год, за плечами – ЦМШ (класс профессора А.А. Мндоянца), победы на международных конкурсах, мастер-классы «Тель-Хай» в Израиле, присуждение именной стипендии Международного благотворительного фонда Н. Петрова для лучшего студента фортепианного факультета Московской консерватории. В настоящее время он – студент четвертого курса Московской консерватории (класс профессора С.Л. Доренского), а кроме того – представитель славной династии музыкантов, внук всемирно известной пианистки, педагога и композитора Татьяны Николаевой. Концерт Моцарта № 16 в исполнении молодого пианиста прозвучал ярко, уверенно, позитивно и задал именно такой тон всему вечеру. Филигранная техника, прозрачность звуковой палитры, умение «петь» на фортепиано, ясность художественных намерений, точное понимание стиля – всё это несомненные плюсы его исполнения, равно как и живой нерв, торжественность и даже патетика, присущие моцартовскому концерту и убедительно преподнесенные пианистом. Возможно, хотелось бы большей тонкости, элегантности, веселой легкости, а в финале – еще и отсутствия «случайностей» в пассажах, но верится, что то были действительно лишь досадные случайности, а элегантность придет со временем: ведь в 21 год эйфорическое ощущение силы и полноты жизни иногда доминируют помимо вашего желания!

Из выступавших в тот вечер пианист Андрей Гугнин был, пожалуй, наиболее опытным и зрелым музыкантом, если, конечно, так можно вообще говорить о молодом человеке 27 лет. Андрей Гугнин – также питомец Московской консерватории по классу В.В. Горностаевой, лауреат множества международных конкурсов. Гугнин из тех музыкантов, выступления которых запоминаются, как например, многим, наверняка запомнилась его сольная бетховенская программа в БЗК в минувшем сезоне. Его исполнение вызывает споры и размышления, а еще неподдельную радость и благодарность публики. Так было и в этот раз.

Концерт № 1 Равеля не просто был сыгран – прожит. Не было пианиста по фамилии Гугнин, не было оркестра, дирижера, зала, даже композитора – был поток жизни, сгусток энергии, которая расправлялась в пространстве и времени, подобно сжатой стальной пружине. Можно говорить о безупречной технике, о понимании стиля, о культуре звука, о чувстве формы, но всё это становится второстепенным, когда на твоих глазах из ничего, из звуковых колебаний человек строит мир. Странно – от молодого музыканта обычно ждешь чрезвычайной субъективности, а в случае с Гугниным получаешь картину мира, такого разного – агрессивного и нежного, хрупкого и победительного. Почему исполнение Андрея Гугнина так импонирует публике? Быть может, потому, что она чувствует в нем «своего» – человека XXI века, с умной душой и деятельным разумом, но без сантиментов. Бис (финал Седьмой сонаты Прокофьева) был органичен и столь же убедителен.

Скрипичный концерт Чайковского (во втором отделении) в исполнении молодого скрипача Михаила Почекина (младшего из талантливых братьев-скрипачей) как-то сразу заставил вспомнить о предстоящем конкурсе Чайковского. Подумалось о том, как непрост этот конкурс, как сложна его программа, как много еще надо сделать (элементарно подучить), чтобы достойно на нем прозвучать и как, в сущности, мало осталось времени. Впрочем, возможно, это всё домыслы, а реальность такова: Михаил Почекин – также лауреат престижных международных конкурсов, ученик В. Третьякова, А. Чумаченко, Р. Шмидта, участник множества российских и зарубежных фестивалей, скрипач, несомненно, обладающий хорошей школой и техникой, благородным певучим звуком. Но энергии и опыта для полноценного исполнения концерта Чайковского все же оказалось недостаточно – чем иначе объяснить технические погрешности в первой части и, особенно в финале, а также некоторую эмоциональную отстраненность (если даже не индифферентность)?.. Последнее особенно настораживает, ведь без пресловутой «капли свежей крови», о которой говорил еще А. Рубинштейн, исполнитель превращается просто в «культурного игрока» на инструменте.
 
 
Абонемент «Молодые таланты» создан в расчете на молодых солистов, которых поддерживает прославленный симфонический оркестр. Тем интереснее, когда за пультом такого коллектива (в этом случае – Госоркестра имени Е.Ф. Светланова) оказывается молодой маэстро. Станислав Кочановский немногим старше солистов этого вечера, ему всего 33. С сезона 2010/2011 Кочановский – главный дирижер АСО Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, в 2013 году он впервые выступил на фестивале Валерия Гергиева «Звезды белых ночей» с симфоническим оркестром Мариинского театра, а в 2014 году он дирижировал оркестром Национальной Академии Санта Чечилия в Риме. Музыкальные критики отмечали его пластичность и талант, а также умение оживлять и вести за собой оркестр, называли молодым дирижером, которому суждено стать одним из главных героев музыкальной жизни ближайшего будущего. Все эти качества в высшей степени проявились и в концерте 1 ноября, плюс к этому – поразительное чувство ансамбля, любовь и внимательное отношение к солистам, умение выслушать их и тактично поддержать, а если нужно и помочь, да и просто искренняя увлеченность музыкой, которая никогда не остается незамеченной публикой.

После концерта обычно остается некое «послевкусие», эмоциональный шлейф. Каким он будет – зависит прежде всего от программы и артистов. Выходя из Зала Чайковского в сырость и темень ноябрьского вечера, люди улыбались – с теплотой и надеждой.
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2014
Журнал Музыкальная жизнь