Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №7-8, 2014
Ольга РУСАНОВА
«Опера - это женщина»
В Арене Сферистерио в итальянском городе Мачерата прошел 50-й юбилейный оперный фестиваль
 
 
Об оперном фестивале в городке Мачерата, что в регионе Марке в центре Италии, мы знаем куда меньше, чем, скажем, о фестивале в Вероне. Однако открытая Арена Сферистерио с огромной сценой (около 100 метров) – место не менее достойное. Правда, это не античный театр (построен в 1829 году) и не настолько громадный (около трех тысяч мест против почти пятнадцати веронских), но – со своей интереснейшей историей. Сначала здесь проводились спортивные игры с мячом, потом рыцарские турниры, конные парады, политические, спортивные мероприятия, бои быков, а потом началась новая – музыкальная – жизнь.

Когда в 1913 году стартовал фестиваль в Вероне, местные аристократы отправились туда послушать «Аиду». Вернувшись, подумали: почему бы и нам на нашей Арене не организовать нечто подобное? Первым делом устроили акустический тест, и он порадовал. Прошло еще несколько лет, и в 1921 году здесь показали свою «Аиду». Она выдержала 17 представлений, пришли 70 тысяч зрителей! Успех окрылил, с тех пор Арена Сферистерио стала принимать фестивали – сначала нерегулярные, с большими перерывами (в том числе связанными со Второй мировой войной), а с 1967 года уже регулярные, ежегодные.

Нынешний – юбилейный, а потому проходит особенно ярко и масштабно. По всему городу – в музеях и дворцах – развернута фотовыставка, рассказывающая о богатой истории фестиваля. Действительно, в Арене Сферистерио выступали многие великие певцы XX века – Беньямино Джильи (кстати, уроженец здешних мест), Марио дель Монако, Лючано Паваротти, Ренато Брузон, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас… Ну, а в балетных вечерах (в истории Арены бывало и такое) участвовал сам Рудольф Нуреев, и это предмет особой гордости в Мачерате.

В афише-2014 – три знаменитые итальянские оперы: «Аида» и «Травиата» Верди, «Тоска» Пуччини. В течение трех недель – с 18 июля по 10 августа – они шли по очереди, небольшими циклами – так, как это происходит, скажем, на вагнеровском фестивале в Байройте. Всего – одиннадцать представлений.

Девиз нынешнего фестиваля: «Опера – это женщина». Почему так? Прежде всего за дирижерским пультом всех спектаклей стоят женщины, и это, согласитесь, необычно. Британка Джулия Джонс дирижировала «Аидой», кореянка Юн Сун Ким – «Тоской», итальянка Сперанца Скаппуччи – «Травиатой». Дамы были в меру эмоциональны и весьма уверенно руководили симфоническим оркестром и хором региона Марке. Ну, и оперы в этом году выбраны соответствующие главному слогану – все они посвящены героиням с сильным характером.

В этом году в фестивальные дни в маленькой Мачерате – городке с 40-тысячным населением – творилось настоящее столпотворение. На главное событие года – оперный фестиваль – съехалась публика со всех концов Италии, из Европы и Америки. Публика разная – не обязательно опероманы. Много туристов, которых манят не столько оперные спектакли сами по себе, сколько антураж: уютный средневековый городок в окружении живописных холмов и долин, вблизи уютных курортов на побережье Адриатики – Портоново, Нумана, Сироло… Изысканная кухня, дивное вино, а еще близость Мачераты к культовым историческим местам, которыми славится регион Марке: Урбино – родине Рафаэля, Пезаро – родине Россини, Градаре – месту действия «Божественной комедии» Данте, где разворачивалась история трагической любви Паоло и Франчески.
 
 
В этом году и из России на фестиваль в Мачерату приехало рекордное число зрителей – около тысячи человек! Нашим соотечественникам устроители фестиваля приготовили особую привилегию: бесплатные визы по предъявлении билетов. Помог и сайт фестиваля – в отличие от многих других, он имеет русскоязычную версию. Да и вообще здесь русских любят, холят и лелеют.

Мэр Мачераты (и по совместительству президент ассоциации «Арена Сферистерио») Романо Каранчини и глава Туристического департамента Администрации Региона Марке – Пьетро Таларико (оба, кстати, горячие поклонники оперы) в один голос говорили о своем желании передать гостям, в том числе из России, любовь к своему уголку Италии, показать его оригинальность и неповторимость, как, впрочем, и о том, как им важен качественный (читай: культурный), а не количественный (читай: с целью шопинга) туризм.

Столь же искренним фанатом своего дела оказался и арт-директор фестиваля, молодой и весьма амбициозный режиссер, большой поклонник русской музыки и театра Франческо Микели. Он сменил на этом посту в 2012 году маститого Пьера-Луиджи Пицци (а до Пицци «бал» в Мачерате правила известная певица Катя Риччарелли).

Именно Микели поставил спектакль-хедлайнер этого года – «Аиду», премьера которой открыла фестиваль 18 июля и закрыла его 10 августа. Это, очевидно, самая важная опера в истории фестиваля на Арене Сферистерио, который, напомню, в 1921 году с нее и начался. Сказать, что эта постановка оригинальна и экстравагантна – значит, ничего не сказать. На огромной сцене Сферистерио – впечатляющая декорация, напоминающая гигантский раскрытый ноутбук. Белый как чистый лист. На него проецируется символика Древнего Египта, словно сошедшая с папирусов: иероглифы, орнамент, изображения людей и животных (эта техника 3D-проекции называется «видеомэппинг»). Сценография безумно красивая, яркая – глаз не оторвать. И в этом стильном антураже разыгрывается знакомая нам вневременная история. Ее прямо у нас на виду как бы придумывает и вершит, опять же с ноутбуком в руках, один из главных героев оперы – Верховный жрец Рамфис (Джакомо Престиа).

Компьютерная тема в спектакле доминирует – именно поэтому мы видим на сцене слова-тэги, буквально разжевывающие сюжет: «СЛАВА» или «ГРЯДУЩАЯ БЕДА». Видим причудливые танцы, напоминающие движения героев компьютерных игр. Франческо Микели назвал свою «Аиду» «виртуальной». Да, но в центре оперы все равно любовный треугольник и сопутствующие ему ревность, предательство и в конечном счете гибель Радамеса и Аиды, погребенных заживо и все-таки счастливых оттого, что они вместе. Кстати, финал в спектакле решен более чем эффектно: над героями медленно закрывается крышка ноутбука, а сами они опускаются в люк. Игра окончена.

Напомню, фестивали в Мачерате идут под открытым небом. Это непросто и рискованно для оперного жанра, особенно если стоит прохладная и сырая погода, как было в конце июля. Например, декорация-ноутбук, на которой разворачивается все действие «Аиды», в условиях повышенной влажности то и дело покрывалась тонкой водяной пленкой. Артисты скользили, спотыкались и падали. В результате организаторы фестиваля даже устраивали дополнительные антракты, чтобы вытереть сцену. Не лучшим образом сырость сказывается и на голосе. Особенно тяжело пришлось исполнителям главных, больших партий: Фьоренце Чедолинс (Аида), Серджо Эскобару (Радамес) и Соне Ганасси (Амнерис).

«Травиата» из-за грозы 26 июля и вовсе оказалась на грани срыва: в тот вечер именно в 21 час – это время начала спектаклей – разразился мощнейший ливень. Правда, почти три тысячи зрителей встретили природный катаклизм на удивление спокойно и даже не подумали расходиться. Все терпеливо чего-то ждали, хотя, казалось, ждать нечего. Гроза только усиливалась, а время близилось к полуночи. Устроители уже собрались было объявить об отмене спектакля, как вдруг дождь прекратился, сотрудники Арены умудрились за 10 минут высушить и сцену, и оркестровую яму, и зрительские кресла. И «Травиата» началась. Каким-то чудом главные герои оказались в столь поздний час вполне в форме: и Джессика Нуччо – Виолетта, и Антонио Гандия – Альфред, и Симоне Пьяццола в роли Жермона-старшего, особенно блистательный в этом ансамбле.

Как сказал Франческо Микеле, «сам Господь бог нам помог. Мы вообще считаем его членом нашей команды. Без его помощи open-air не провести».

К трем часам ночи стало ясно, что это настоящий успех: публика высоко оценила и профессионализм организаторов, и сам спектакль, что и неудивительно: это же легендарная «Травиата с зеркалами» – спектакль знаменитого чешского сценографа Йозефа Свободы 1992 года, специально восстановленный для нынешнего юбилейного фестиваля. В огромном неровном зеркальном заднике сцены причудливо отражаются и герои оперы, и сменяющиеся картины-иллюстрации, лежащие прямо на полу. Изумительно красивый, изобретательный спектакль. Именно такими стильными, броскими, неожиданными, как «Аида» и «Травиата», и должны быть, на мой взгляд, сценографические решения на оперных фестивалях формата open-air. Иначе не достучаться до тысяч зрителей, разбросанных по огромным пространствам открытых площадок (на Арене Сферистерио, помимо сидячих мест, есть еще и стоячие – на крыше над балкончиками, – и расстояние от них до сцены просто гигантское).

В следующем году оперный фестиваль в Мачерате будет так или иначе посвящен Всемирной выставке в Милане («Экспо-2015») с его девизом «Накормить планету». Как сказал Франческо Микели, «поскольку наша пища – духовная, то, перефразируя миланский, мы придумали свой девиз – “Обогатить душу”. И покажем на Арене Сферистерио еще три великие итальянские оперы: “Риголетто”, “Сельскую честь” и “Богему”».

 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь