Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
 
Ольга КОРДЮКОВА
Музыкальная доминанта Юго-Запада Москвы
В преддверии Нового года состоялось открытие нового концертного зала
 
 
       
 
Такой поистине царский подарок сделала своим слушателям Московская филармония. За прошедшие годы многое изменилось – и сама столица, и запросы ее жителей. Ныне высокие требования предъявляются не только к качеству музыкального репертуара, его интерпретации, к таланту исполнителя, но и к тем условиям, в которых музыка звучит. Речь не столько даже о комфорте слушателей (хотя и это, конечно, важно), сколько об акустических свойствах зала. А ведь концертных площадок с бесспорной акустикой в Москве – единицы. И вот теперь новый адрес: Олимпийская деревня, дом 1.

Немножко истории. В 1980 году к Олимпиаде в этом районе было развернуто грандиозное строительство, тогда же возник и концертный зал. После проведения Олимпийских игр он был передан в ведение Росконцерта, а с 2002 года в здании располагался Государственный музыкальный театр под управлением В. Назарова. Весной прошлого года Министерство культуры переподчинило этот зал Московской филармонии. Задача стояла невероятно амбициозная, к тому же сроки были крайне малы. Всего за два месяца (вместо обычных восьми в подобных случаях!) был создан предварительный проект, а затем в августе началась реконструкция, продолжавшаяся четыре месяца. Круглосуточно здесь работали более 200 человек. Менять пришлось практически всё – от зала до фойе, оставаясь при этом в уже существующих стенах. Была кардинально изменена геометрия зала – его «заузили», построив балконы, добавили объема, открыв потолочное пространство; полностью демонтирована и отлита заново железобетонная плита зала и сцены, стены отделали специальными акустическими панелями из композитного материала, обклеенного американским кленом, заказали новые кресла, смонтировали акустическую раковину компании «Wenger» – безусловного лидера в этой области. В фойе удалось найти удачный компромисс, сохранив уникальное мозаичное панно работы В. Замкова, включенное в реестр памятников истории и культуры г. Москвы, и добавив грандиозные панели с факсимиле Чайковского и Бетховена. Еще не один год зал будет прирастать нужными деталями и важными техническими подробностями. Это и большой видеоэкран для фойе, и возможность транслировать концерты в Интернете, и многое другое. Сегодня же, не скрою, преодолев немаленькое расстояние из центра, попадая в этот зал, испытываешь ощущение дружелюбного к себе отношения. Здесь светло, позитивно, элегантно, уютно, даже как-то камерно, несмотря на внушительные размеры и в то же время в меру торжественно.

Но главная интрига – конечно, акустика. На концерте-открытии, в котором принимал участие АСО Московской филармонии с маэстро Юрием Симоновым во главе, ведущий Юлиан Макаров проделал небольшой опыт. Он взял треугольник у оркестранта и слегка стукнул по нему стальной палочкой, попросив зал прислушаться. Серебристый звук был негромким, но отчетливо слышимым в самом последнем ряду, о чем сидевшие там не преминули тут же сообщить.

А потом был концерт, в котором торжественность момента подчеркивалась и присутствовавшими высокими гостями – заместителем председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец, министром культуры РФ Владимиром Мединским, «виновником» торжества – генеральным директором Московской консерватории Алексеем Шалашовым и, конечно, характером программы. В первом отделении публика услышала сочинения П.И. Чайковского: Коронационный марш, фрагменты из трех гениальных балетов композитора, финал Первого концерта для фортепиано с оркестром – за роялем (и это символично!) – самый молодой солист Московской филармонии Филипп Копачевский. Что же касается специфики звучания симфонического оркестра в этом зале, вмещающем 1050 зрителей, то ожидания оправдались. Мощно, объемно и мягко пели струнные, прозрачно и отчетливо солировали деревянно-духовые, внушительно трубила медь, при этом баланс разных групп инструментов был оптимальным, а оркестровая ткань – целостной и органичной. Некоторое сомнение вызвало звучание рояля – временами хотелось более яркого, сочного звука. Впрочем, относить ли это к проблемам акустики, недостаточной «разыгранности» нового инструмента или недостатка репетиций – вопрос открытый. Второе отделение всецело принадлежало джазу – на сцену вышел Алексей Козлов с легендарным «Арсеналом». И это, кстати, тоже одна из особенностей зала – его многофункциональность, возможность моментально и успешно «осваивать» различные музыкальные и звуковые стихии. Огромная сцена позволяет делать также и театральные постановки.

В антракте маэстро Юрий Симонов поделился своими впечатлениями: «Это большое серьезное дело. Надо, чтобы таких залов было еще штук пять в Москве, потому что БЗК и КЗЧ – этого совершенно недостаточно, все равно мы стоим в очередь, чтобы выступить там. Чтобы публика пошла в Филармонию-2 – ничего особенно не нужно: только хорошо играть и часто выступать. В этом сезоне мы здесь будем играть еще не один раз – и популярную музыку, и детские программы».

Сегодня филармонический зал на Юго-Западе уже живет насыщенно и ярко: здесь выступают все ведущие симфонические оркестры, замечательные солисты – Н. Луганский, Б. Березовский, Д. Мацуев, Д. Хворостовский, здесь звучит симфоническая, камерная, оперная музыка, здесь проходят детские программы. И что немаловажно – стоимость билетов вдвое ниже, чем на аналогичные концерты в центре столицы. Жалобы на долгую дорогу к этому храму искусства, конечно, имеют основания, но вспомним, что Юго-Запад Москвы и Новая Москва – это огромная часть мегаполиса и количество жителей, а значит, и потенциальных слушателей, приближается к двум миллионам человек. К тому же, в не слишком далеком будущем (вторая половина 2016 года) здесь планируется открыть новую станцию метро.

Недавно залу было присвоено имя – С.В. Рахманинова. Решение спорное – ведь в Москве уже давно существует прекрасный консерваторский Рахманиновский зал, а наша музыкальная история так богата великими именами! Но как бы то ни было, существование нового филармонического зала – это уже реальность, и есть все условия для того, чтобы со временем он стал музыкальной доминантой Юго-Запада Москвы.
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2014
Журнал Музыкальная жизнь