Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №6, 2015
Елена ЧЕРЕМНЫХ
Резонанс по-дягилевски
Новшеством нынешнего года на Дягилевском фестивале стало вручение премии «Резонанс». Награду, придуманную для поощрения молодых музыкальных критиков, получили Ярослав Тимофеев (1 премия), Богдан Королек (2 премия), Елена Мусаелян и Екатерина Ключникова (3 премия). Обладателем почетной премии «За вклад и достоинство в профессии» стал балетный и театральный критик Вадим Гаевский.
А в номинации «Лучшее СМИ» победил журнал «Музыкальная жизнь»
 
 

Если уж и применять к ситуации с «Резонансом» главный слоган нынешнего фестиваля – «Удиви меня», то удивления прежде всего достойно «зрение» людей, сумевших выхватить из зоны невидимого то очевидное, что так или иначе вообще-то циркулирует в поле общественного внимания со второй половины 1990-х годов. Музыкальную критику и ее авторов, деловые ежедневные газеты и немногочисленные (тем более ценные) специализированные издания. Инициаторами премии «Резонанс» выступили две выпускницы факультета свободных искусств и наук СПб ГУ – Анна Инфантьева и Анастасия Зубарева. А учредителями стали Пермский оперный театр и Фонд «Саmera Obscura».

Первая церемония вручения премий «Резонанс» проходила на сцене Пермского оперного при полном сборе театральной публики и была срежиссирована, как отдельный спектакль. Каждой номинации предшествовали краткие пояснительные тексты фестивальных и премиальных хэдлайнеров, будь то художественный руководитель Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис, генеральный менеджер театра Марк де Мони или председатель жюри «Резонанса», музыкальный обозреватель портала Colta.ru Екатерина Бирюкова. На видеоэкране о премии говорили важные люди, вплоть до генерального директора Московской филармонии Алексея Шалашова и ректора Московской консерватории Александра Соколова. А выходу на сцену каждого из победителей тоже предшествовал видесюжет с прямой речью на тему: «Зачем я этим занимаюсь». О себе и своем занятии ребята говорили просто, здраво и, что приятно, без принятой в таких случаях патетики. Не то, чтобы этих молодых людей застали врасплох, просто все они оказались действительно большими умницами.

Придирок по части решений жюри, которое принципиально собрали из представителей разных театрально-музыкально-литературных профессий, не возникло. Лучшие тексты из 120 заявленных выбиралиЕкатерина Бирюкова (председатель жюри, музыкальный критик), Зиновий Марголин (сценограф), Сергей Невский (композитор), Ольга Манулкина (директор магистратуры факультета свободных искусств и наук СПбГУ) и Демьян Кудрявцев (поэт, либреттист, создатель радио Коммерсант – FM, экс-руководитель ИД «Коммерсант»). По словам председателя жюри, расхождений во мнениях почти не было. Первая премия досталась Ярославу Тимофееву (бывшему до последнего времени музыкальным обозревателем «Известий»), вторая – выпускнику факультета свободных искусств СПбГУ Богдану Корольку, третью поделили между аспиранткой Московской консерватории Еленой Мусаелян и Екатериной Ключниковой (газета «Музыкальное обозрение»).

Читать победившие «резонансные» материалы интересно даже небольшими выдержками. «До последнего момента своей жизни Майлс был сдержанным, аристократичным ребенком. Стоял с гордой выправкой, принимал пищу по всем правилам церемониала, даже веселился и проказничал с какой-то британской безупречностью. Что свело его в могилу? Этот вопрос ставит опера Бриттена “Поворот винта” в постановке Оливера Мирса – ставит, но, конечно, не дает ответа».
Опубликованный в «Известиях» текст Ярослава Тимфеева «Не мешайте детям общаться с призраками» от 31 августа 2014 года хорошо и «вкусно» истолковывает детали не самой простой оперы главного британского композитора ХХ века, при этом менее всего сигналит о сроках написания рецензии, вышедшей буквально на следующий день после премьеры в московском театре Новая Опера.

А вот фрагмент рецензии Богдана Королька на премьеру «Ромео и Джульетты» хореографа Антона Пимонова в сетевом издании ART 1. «Трудно представить реальный балетный мордобой по идейным соображениям: любители “контемпа” мирно шифруются по цехам и винзаводам, работники лебединых озер им до лампочки. Коняев отыгрывает свое либретто с серьезной миной: на заднике висят баннеры с логотипами трупп-конкурентов (логотип Монтекки потом обнаружится на изнанке фрака Ромео), целомудренные балетные юноши робко изображают плохих парней. Добропорядочный юмор – в духе светских поучительных мультфильмов; режиссер похож на бабушку, произносящую э вместо е в словах “плеер”, ”интернет”, “фейсбук”, и “секс”». Текст задорный, но непростой. Чтобы вчитаться и понять, хорошо бы пройти сперва некоторый терминологический ликбез. Вот после этого действительно повеселитесь, душу отведете.

В рецензии Елены Мусаелян на концерт Валерия Афанасьева, которую опубликовала газета «Da capo al fine» («Играем с начала»), пианист будто сфотографирован, – так написать надо суметь. «Что касается пресловутой “экстравагантности” его исполнения – таковым оно кажется лишь на первый взгляд. При всех особенностях его облика – низкой посадке, игре “плоскими” пальцами и знаменитым вскидыванием “рук-ласт” после снятия звука – выглядит Афанасьев гораздо сдержаннее многих молодых “звезд”, поток эмоций которых отображается широкой амплитудой телодвижений за роялем и разнообразной мимикой. Главное, конечно, всё же не это, а то, что звучит. И если поначалу исполнение удивляет своей необычностью – тут и непривычно длинные паузы, и довольно резкое форте, и особая ритмическая свобода, вызывающая в памяти гибкость ритма в рахманиновских записях, – очень быстро становится ясно, что ничего нарочитого в игре Афанасьева нет, а есть исключительная сосредоточенность на музыке и глубоко органичная, неповторимо индивидуальная интерпретация.»

Таким образом, Дягилевский фестиваль положил начало еще одному актуальному разговору о художественном. Суть разговора, конечно же, не в размерах премий – премия за лучший текст не превышает 150 тысяч рублей, то есть суммарно «Резонанс» уступает бюджету одного экспертного совета на «Золотой Маске», – а в том, что, наконец, в России оказалась замечена сама профессия музыкального критика. Замечена не в смысле скандальности, одиозного ниспровержения знаменитости с пьедестала или, наоборот, неправедного водружения на него, а просто как профессия. Мол, есть такой род занятий, и есть такие люди, которые зачем-то стали писать об опере и балете, симфонических концертах, современных акциях, о камерном или сольном выступлении. Есть даже издания, которые это печатают.

Очень важно, что премией решили поощрить не только тех, кто в профессии стартует, но и тех, кто в ней давно. С беспрецедентной точностью попадания «Резонансом» за «вклад в развитие театрально-музыкальной критики» награжден Вадим Моисеевич Гаевский – балетный критик, автор книг и эссе, мемуаров и статей. «Читая книги Гаевского, – сказал на премиальной церемонии композитор Леонид Десятников, – невольно испытываешь иллюзию, что и сам ты что-то начал понимать в балете. Хотя ничего такого, конечно, ты не начал понимать…». Десятниковской самоиронии хорошо резонировал с видеоэкрана сам Гаевский, который совсем по-домашнему поведал, сколько и какого разного музыкального театра он повидал в своей жизни и как на его глазах менялись критерии оценки. «То, что в дни молодости казалось революционным, сегодня выглядит чуть ли не анахронизмом».

Этой суровой правде жизни, впрочем, «Резонанс» нашел убедительную противоположность: созданный в 1957 году, как раз в дни молодости Вадима Гаевского, журнал «Музыкальная жизнь» был признан на Дягилевском фестивале-2015 «Лучшим СМИ». Со сцены главный редактор Евгения Кривицкая объяснила собравшимся, что причина проста: «На страницах нашего журнала мы публикуем самых лучших авторов». Действительно, если бы на сцену вышли авторы «Музыкальной жизни», численностью они бы произвели впечатление сбора оперно-балетной труппы. Случись такое, кроме количественного представительства можно было бы настаивать и на ассоциации качества ныне публикуемых в «Музыкальной жизни» материалов с качеством событий, которые регулярно радуют нас в Пермском театре оперы и балета, в том числе и в рамках Дягилевского фестиваля.

 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь