Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Интервью
Музыкальная жизнь №6, 2015
Ирина НИКИТИНА: На концертах «Музыкального Олимпа» я «болею» за каждого
Ольга РУСАНОВА
 
  – В этом году проходит 20-й юбилейный фестиваль. Кого из исполнителей вам бы хотелось особо отметить?
– Я как раз не хотела бы никого выделять. Поскольку фестиваль юбилейный, мы подводили для себя итоги, и они получились достаточно интересными. За 20 лет у нас выступали более 450 музыкантов примерно из 50 стран. Есть исполнители, которых мы особенно любим и приглашаем несколько раз, потому что они вновь побеждают на конкурсах. В этом году мы уже в третий раз позвали Иштвана Вардаи, он открывал фестиваль.
 
Лауреат многих престижных состязаний, включая первое место в Женеве и третье на конкурсе имени Чайковского несколько лет назад, сегодня он, я считаю, лучший молодой виолончелист в мире. Сейчас Иштван Вардаи победил в конкурсе ARD в Баварии и получил государственную премию имени Ференца Листа в Венгрии. Замечательный китайский баритон Ао Ли, по моему убеждению, находится на взлете огромной карьеры. Мы его тоже приглашали трижды: Ао Ли выступал на нашем фестивале в Большом зале филармонии в прошлом году и получил Приз зрительских симпатий, а в этом он одержал победу на конкурсе «Operalia» Пласидо Доминго, одном из важнейших для певцов. В апреле мы пригласили его принять участие в нашем выездном концерте в Карнеги-холле, успех был бешеный. А 6 июня он закрывал наш юбилейный фестиваль в Концертном зале Мариинского театра вместе с Сеён Пак, сопрано из Южной Кореи, которую мы представляли на концерте в Цюрихе. Оба исполнителя опять взяли большие премии, а к нам на «Музыкальный Олимп» без премии не прорвешься... Представлять публике новые имена – задача непростая, но сейчас концерты «Музыкального Олимпа» собирают полные залы.

С участниками фестиваля после выступления на ежегодном Гала концерте фестиваля в Карнеги-холле в Нью-Йорке: Иштван Вардаи (Венгрия, виолончель), Юлия Новикова (Россия, сопрано), Фенг Нинг (КНР, скрипка),
Джесиг Ли (Республика Корея, тенор), Эйюб Гулиев (Азербайджан, дирижёр), Йоханнес Фишер (Германия)

– Вы можете предвидеть, какую карьеру сделает тот или другой исполнитель?
– Не хочу говорить о себе так, будто я какая-то предсказательница. На концертах «Музыкального Олимпа» я «болею» за каждого. Но, тем не менее, понимаю, что один уже достиг своего максимума и ему комфортно на том уровне, на котором он находится, а другой его преодолеет, продвинется дальше и выше. Именно поэтому мне настолько интересно заниматься организацией фестиваля. Одно дело, когда мы привозим уже состоявшихся звезд, от них понятно, чего ожидать, какими эмоциями они вас наполнят. А здесь вы всегда находитесь в предвкушении, кто же вас удивит.

– Как подводятся итоги фестиваля? Кто получает Приз зрительских симпатий?
– Знаете, это всегда прекрасно, когда в проекте есть будущее. Здесь оно заложено изначально в самой идее. Когда ты видишь молодых музыкантов, понимаешь, насколько они талантливые и увлеченные люди, чувствуешь, что от них исходит позитивная энергия – это очень захватывает. В зале нет равнодушия, никто не зевает, не сидит со скучным видом. Если понаблюдать за зрителями, замечаешь, что среди них образуются стихийные группы поддержки. Зрители пытаются разобраться в своих эмоциях, понять, кто им нравится больше всего. Мы обрабатываем огромное количество анкет, потом результаты закладывают в компьютер, который выводит результат, учитывая число зрителей, посетивших концерт, и голосов, отданных за каждого исполнителя.

– Сегодня конкурсов несметное множество, так что даже музыканты жалуются и говорят – лучше бы их было поменьше. Каким образом вам удается выделять наиболее достойные внимания?
– Помимо собственной интуиции, можно полагаться на «марку». За 20 лет существования фестиваля у нас сложились партнерские отношения с такими конкурсами, чья репутация безупречна. Это конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе, ARD в Мюнхене, Гран-при Марии Каллас в Афинах. Они «держат марку», на них всегда заметна разница между лауреатами первой и второй премии. На ARD часто не присуждают первую премию, если в жюри считают, что лучшему исполнителю чего-то не хватило. По-моему, это правильный подход.

С Андрашом Шиффом

– В вашей программе бывают совершенно экзотические номера, например, 2 июня в Госкапелле Санкт-Петербурга выступал лауреат международного конкурса контрабасистов имени Кусевицкого Евгений Рыжков. Насколько вы всеядны?
– Мы действительно стараемся представлять инструменты, более редкие в сольном исполнительстве. Контрабасистов мы очень любим, и у нас были такие звезды, как Роман Патколо, потрясающий мальчик из Словении. Он участвовал в нашем фестивале в 2003 году, а сейчас постоянный партнер Анне-Софи Муттер. В позапрошлом году мы показывали Игоря Елисеева, это наш бывший соотечественник, давно живущий в Швеции. Мы поддерживаем и духовиков: саксофонистов, тубистов, валторнистов. На самом первом фестивале 1996 года у нас был потрясающий валторнист Радек Баборак, который завоевал первую премию на «Пражской весне». Прошло 20 лет, сегодня он легендарный солист в оркестре Берлинской филармонии. В нашей программе почти всегда бывают представлены ударные, потому что в последние годы это направление мощно развивается.

– Как рза 5 июня в Капелле состоялся концерт с участием шотландской перкуссионистки Эвелин Гленни. Она стала особым гостем вашего фестиваля.
– Поскольку мы празднуем 20-летие, мы решили сделать необычную программу и, во-первых, пригласить исполнителей прошлых лет, а, во-вторых, в рамках фестиваля у нас прошли два мастер-класса: великого скрипичного педагога Захара Брона и Эвелин Гленни, пожалуй, самой яркой и знаменитой перкуссионистки XX и начала XXI века. Она – легенда. Как известно, у нее почти полная потеря слуха, и она воспринимает музыку всем телом. Ее именем названа деревня в Шотландии, улица, автобусы, школы. Половина нового репертуара для ударных инструментов написана для нее. Она вечно в поиске и невероятно развивается каждый день, ее мысль постоянно работает и устремлена даже не в завтра, а в послезавтра. Она извлекает такие поразительные звуки, которые раньше представить было невозможно – что есть такое пианиссимо, или, наоборот, фортиссимо, которое, знаете, не обжигает, а пронизывает насквозь...

– Концерт Макмиллана «Приди, приди, Эммануэль» тоже был написан для нее?
– Да, специально для нее, там поистине адская партитура – презентация практически всех ударных инструментов на сегодня. Мы долго думали, сможем ли мы представить это сочинение, потому что одного огромного колокола с самым низким звучанием нет ни в России, ни в Ближнем зарубежье. Мы нашли его только в Лондоне, но решили, что привозить его на один концерт – полное безумие, и у нас эту единственную ноту протянет контрабас. Мы пригласили Эвелин, потому что мы с ней уже работали раньше. Мы первыми привезли ее в Россию, она выступала и в Москве, и в Петербурге. Наш фонд интересует не только концертная деятельность, но и гуманитарные инициативы в сфере музыки, и Эвелин Гленни с ее идеями, конечно, служит для нас замечательным образцом.

– Юбилейный фестиваль едва завершился, а вы уже планируете следующий.
– Следующим станет московский концерт 15 сентября. Ао Ли и Сеён Пак уже подтвердили свое участие. Я считаю, что это прекрасно – показать таких певцов в столице.

 
 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь