Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
 
Александр БЕЛЯЕВ
Все запреты сняли
В Московской консерватории показали кино. С живым саундтреком. Это оказалось светским событием и крупным эстетическим переживанием
 
 
Анонсы гласили, что премьера фильма Алексея Козлова «Запрет» пройдет в консерватории в рамках Московского кинофестиваля. Привычный бюрократический оборот с «рамками» как раз именно здесь особенно смешон, потому что если у ММКФ и имеются какие-то ограничения, то тут их совсем уж лихо раздвинули, чтобы не сказать – снесли. Консерваторские рамки (всё, больше это существительное во множественном числе не употребляем!) тоже оказались сломаны – впервые чуть ли не за целый век в чопорном зале, «оплоте академизма», показали кино. То есть когда-то давным-давно в консерватории его показывали. Но потом решили, что богу богово, а кесарю – кесарево. Ну и, учитывая современное развитие кинозалов, – зачем кинозрителю консерватория?
Всё так, но, как в том анекдоте, есть один нюанс: живое исполнение саундтрека. Вот это реально нечто новое, сильно освежающее эстетические чувства. Не только потому, что вдруг БЗК преобразился, завесив свои органные трубы экраном с бегающими картинками. Сама музыка – герой этого фильма. Саундтрек сочинил человек по имени Юрий Потеенко. Вообще-то он профессор консерватории, очень давно и крайне плодотворно работает в большом кино. В фильмографии этого скромного, совершенно немедийного, мужчины, между прочим, оба «Дозора» и продолжение «С легким паром». А также – пачка других блокбастеров, помельче, два «Золотых орла». В свое время, много лет назад, Юрий Анатольевич в интервью автору этих строк обозначил свое кредо: киномузыка не должна мешать, в ней должно быть «минимум тематизма». То есть, грубо говоря, – атмосфера. И некоторая пустота. Но вообще, по мнению Потеенко, саундтрек – это настоящая музыка в традициях Мусоргского и великих русских композиторов. За что, как он считает, благодарить надо Голливуд, который «вернул моду на большой оркестр». И сам Потеенко – именно такой, фирменный, кинокомпозитор большого кино. Который не самовыражается, а создает атмосферу. Наш Джеймс Хорнер!

Алексей Козлов – тоже человек заслуженный. Теле- и кинорежиссер, сценарист, обладатель двух ТЭФИ. «Запрет» – снятая на Белом море камерная история времен Великой Отечественной войны. В основе сюжета – любовь итальянского офицера Джакомо (Джулиано ди Капуа) и русской девушки Лоры (Анна Молчанова). Идет война, и на их отношения наложен запрет. Джакомо – итальянец, и он – враг! Так рассуждает обожженный войной, непримиримый русский капитан Георгий (Сергей Яценюк), от любви к которому тает сердце послушницы Пелагеи (Наталья Ткаченко). Все они: Лора, Джакомо, Георгий и Пелагея загнаны войной на маленький каменный остров в Ладоге. Впереди зима, и уйти на лодке с острова, спастись, смогут только двое. Кому из них суждено погибнуть? Кому победить и остаться в живых?

Изумительно красиво снятая картина. Вроде бы притча. Или смесь Тарковского с Тарантино, тут не очень понятно, где сознательные саркастичные шутки, а где просто немного пережали.

Но, повторимся, с красотой съемок и страстным живым оркестром всё это воспринимается совсем по-особенному. Так что – «с почином»!
 
 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь