Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №9, 2015
Нелли СУСЛОВА
Игра со многими неизвестными
В Санкт-Петербурге прошел конкурс "Педагог-музыкант в контексте культуры"
 

В непосредственной близости конкурса Чайковского все остальные творческие соревнования неизбежно отходят в тень. Но как не бывает олимпийских побед без массового спорта, так и вершины культуры покоряются лишь при наличии надежного фундамента. И таким фундаментом для музыкального искусства является массовое музыкальное воспитание в школах. Лишь единичные имена педагогов начального звена ненадолго высвечиваются под лучами славы их воспитанников, достигших мирового признания. Большинство же остаются безвестными. Тысячи учителей музыки в обычных школах и школах искусств, в самодеятельных кружках и хоровых студиях изо дня в день формируют музыкальную культуру нашего общества. И это – ничуть не менее важная задача, чем воспитание лауреатов. Восполнить недостаток общественного признания, помочь в их кропотливом ежедневном труде призван был конкурс педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте культуры».

Идея конкурса принадлежит Заслуженному учителю России Белле Соломоновне Рачиной. 40 лет проработала она учителем музыки в школе, руководила детской хоровой студией, сейчас передает свой методический опыт студентам – будущим учителям музыки. Идею поддержала декан музыкально-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета имени Герцена Ирина Семеновна Аврамкова. Сегодня факультет преобразован в «Институт музыки, театра и хореографии» и всё успешнее конкурирует с творческими вузами северной столицы.

Принять участие в конкурсе могли как учителя музыки из общеобразовательных школ, так и педагоги системы дополнительного образования, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Заявки на участие в этом году прислали более 70 конкурсантов из 35 регионов Российской Федерации. Отдельной категорией выступали студенты – будущие учителя музыки, среди которых были претенденты из России, Белоруссии и Китая.

Учитель музыки – профессия многоликая, что отразилось и в разнообразии номинаций. Первый день был посвящен педагогическим проектам и внеклассной работе. Участники демонстрировали разработки новых мультимедийных пособий, видеозаписи подготовленных и проведенных мероприятий: театрализованных отчетных концертов, циклов занятий для детей с ограниченными возможностями, общешкольных праздников и фестивалей… Перед жюри стояла непростая задача – буквально каждый из представленных на конкурс материалов являлся образцом беззаветного и преданного служения своему делу. «Я 33 года в школе, – говорит лауреат III премии Светлана Подлесная, – работу свою люблю, и бросать не собираюсь». В 91-й общеобразовательной школе города Котласа, где она работает учителем музыки, даже специального музыкального класса нет – занятия с вокальным ансамблем она проводит в коридоре. Но ее воспитанники поют с таким увлечением, что очевидно главное: они любят музыку. И отсутствие условий для этого – не преграда.

В небольших городах и поселках порой именно учителя становятся ключевым звеном в сохранении и развитии местных культурных традиций. В карельском поселке Чална работает Лариса Кабак. Фольклор, исчезнувший из повседневной жизни односельчан, сегодня возрождается в календарных праздниках, организованных ею в ДМШ имени Г. Синисало. На «музыкальные посиделки» собираются не только дети, но и родители, соседи: школа становится настоящим культурным центром, вокруг которого вращается вся поселковая жизнь…

В масштабах мегаполиса такой самоотверженный труд, может быть, менее заметен, но отнюдь не менее важен. Например, в общеобразовательной школе № 382 Санкт-Петербурга навстречу празднику Победы прошел общешкольный хоровой фестиваль. Участвовали все классы «от мала до велика» – а ведь это почти 800 человек! Трудно представить, что такое событие подготовил и провел один-единственный школьный учитель музыки – Оксана Кожанова. Сколько нужно терпения, трудолюбия, тонкого педагогического расчета, чтобы каждому – даже самому «непоющему» классу – подобрать подходящую песню и добиться ее концертного исполнения…

Номинация «Музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении» проходила в детском саду № 29 Санкт-Петербурга. По условиям конкурса участники должны были показать 20-минутное занятие с группой дошколят. Особенность этой номинации в том, что занятие с детьми этого возраста требует буквально ювелирного хронометража. За 20 минут хороший педагог успевает с малышами и попеть, и поиграть, поработать над развитием музыкального кругозора. Спектр педагогических подходов, которые продемонстрировали конкурсанты, оказался необычайно широк. Тут были и последователи О. Радыновой, которая ратует за погружение малышей в мир классической музыки с самого раннего возраста. Были и занятия по методике Карла Орфа с тактильными играми и шумовыми музыкальными инструментами. Софья Салимзянова пригласила малышей в сказку «Кот в сапогах», а Юлия Петрова – в русскую деревню с песнями, плясками, игрой на гуслях и балалайках.

Победителем же в этой номинации стала Екатерина Кутузова – музыкальный руководитель детского сада № 29 Санкт-Петербурга. В свое время, познакомившись с кейс-технологиями, она загорелась идеей найти такие формы их применения, которые были бы доступны и для самых маленьких. И она их нашла. На ее занятиях ребятишки превращаются в настоящих исследователей. Пятилетнему человеку интересно абсолютно всё: почему снег белый, зачем дует ветер, откуда в тромбоне берется вода?.. А ведь действительно любопытно, почему в духовых инструментах возникает конденсат… И вот малыши старательно дышат в стеклянные пробирки, воочию наблюдая, как их стенки запотевают и становятся влажными. Теперь понятно, зачем у духовых инструментов есть сливной клапан!.. Радость собственного маленького открытия окрыляет, вдохновляет на новое познание. И очень важно, чтобы в начале жизненного пути каждого юного «почемучки» встретился педагог, который поддержит его природную любознательность.

Конкурсные соревнования в номинации «Индивидуальное занятие в системе учреждений дополнительного образования» проходили также в условиях, максимально приближенных к атмосфере реального учебного класса. Педагоги показывали свою работу с юными гитаристами, вокалистами, пианистами, учащимися других специальностей. Согласитесь, немалое педагогическое мастерство требуется, чтобы найти контакт с новым для себя учеником, и добиться заметного прогресса в течение всего одного урока…

Но главные страсти разгорелись в основной номинации конкурса – «Урок музыки в общеобразовательной школе». Условием выступления в этой номинации также была работа с реальными детьми. Учителя из северной столицы показывали уроки со «своими» классами. Иногородние педагоги с детьми знакомились накануне, и на сцене тоже проводили самый настоящий урок – с вопросами и ответами, с ошибками и неожиданными реакциями детей. Так что в творческих соревнованиях второго и третьего дней ученики петербургских школ № 18, 21, 295, 642 были полноправными участниками.

В данной номинации состязались претенденты из двух категорий – опытные учителя-профессионалы и студенты музыкально-педагогических вузов. Среди студенчества – извечное соперничество двух столиц так и не склонило чашу весов в какую-то одну сторону. Первую премию разделили Даниил Кучма (Москва, МПГУ) и Екатерина Куровская (Санкт-Петербург, РГПУ). Московский студент свой урок построил на сопоставлении понятий «интерпретация» и «импровизация». Исполнив на фортепиано балладу Шопена в разных вариантах, он затем предложил семиклассникам поразмышлять о целях и стилистике импровизации. Классика отечественного репертуара песня Н. Богословского «Темная ночь» прекрасно звучит в джазовой обработке, но какие чувства может вызвать чересчур вольная трактовка этой мелодии, например, у ветеранов Великой Отечественной войны?

Студентка РГПУ подготовила урок для начальной школы, где занятия должны быть иными – менее аналитическими, более динамичными, сочетающими в себе разные виды деятельности. Она продемонстрировала широчайший спектр таких форм: ученики на ее уроке и пели, и слушали музыку, и даже танцевали. Тема Г. Пёрселла была «обыграна» в виде старинного танца, который ребята выучили непосредственно на конкурсном уроке. Основанный на этой теме «Путеводитель по оркестру» Бриттена прозвучал затем дважды – как повод для аналитической работы, и как творческий импульс для создания коллективной работы: в красочном панно-аппликации ребята выразили свое впечатление от этого произведения.

Среди учителей-практиков обладательницей I премии стала Наталия Лозовская из поселка Заокский Тульской области. Ее урок для 6 класса был посвящен теме колокольности. Дети сами играли на тональных колокольчиках, сопровождая свое пение; слушали произведения Рахманинова, Мусоргского, Бородина, в которых, по словам В.Стасова, колокольность звучит как своеобразная эмблема русской музыки… Кульминацией урока стало знакомство с фрагментами из симфонии-действа В.Гаврилина «Перезвоны». Задуматься над метаформами «колокольность, как часы жизни человека», «человек – колокол» предложила учительница подросткам в завершение занятия.

В дополнительной номинации «Учимся музыке с “Просвещением”» победителем стала учительница из республики Марий Эл Любовь Вагина. Она показала урок на тему «Космический пейзаж», в котором прозвучала музыка Ч.Айвза и Э.Артемьева. Шестиклассники на этом уроке самостоятельно пришли к выводу об условности границ национальных музыкальных стилей в искусстве XX века, которое волнуют проблемы планетарного масштаба. Мы не гости на этой планете и от каждого из нас зависит, каким завтра будет наш дом, наша страна, наша земля. Эту глубокую смысловую доминанту – ответственности за происходящее вокруг тебя – ребята воплотили в исполнении песни «Этот большой мир» из кинофильма «Москва-Кассиопея». Ребята спели ее, может быть, и недостаточно совершенно с музыкальной точки зрения, но очень проникновенно, с душой.

Конечно, как и на любом другом конкурсе, не обошлось без волнения, слез, обид и критики по поводу распределения призовых мест. Члены жюри, между тем, в кулуарах конкурса до хрипоты спорили о том, что же важнее для учителя музыки. Насколько он сам должен быть хорошим пианистом, вокалистом, владеть техникой дирижирования и ориентироваться в новейших цифровых технологиях… Ведь, в конечном счете, критерий учительских усилий – один: что и как чувствуют дети, чему они могут научиться под руководством такого наставника, чего они смогут добиться самостоятельно благодаря его помощи. Непостижимо, но в определенные моменты наиболее ярких уроков все замечали, что атмосфера на сцене меняется. Ребята в буквальном смысле слова забывали о том, где и как проходит урок; что из зала на них смотрят публика и строгое жюри… Они настолько погружались в процесс, что видели и слышали только педагога, жили вместе с ним одной жизнью, впитывая в себя музыку и вдохновение, идущие от него. Вряд ли кто-то из этих школьников через несколько лет удивит нас музыкальными лауреатскими званиями. Но музыка как бесценный источник культуры совершенно точно будет поддерживать их на протяжении всей жизни.

 
 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь