Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Интервью
Музыкальная жизнь №5, 2016
Александр КОЛОТУРСКИЙ: Мы уже выскочили из «региональных штанишек»
 
  10 июня 2016 года Свердловская филармония отмечает свой 80-й день рождения. Мы побеседовали с ее директором Александром Колотурским о том, с какими достижениями и перспективами филармония, имеющая репутацию одной из самых успешных и прогрессивных в России, подходит к юбилею. Наш разговор начался на… стройке: через три месяца запланировано открытие нового репетиционного корпуса

Евгения КРИВИЦКАЯ
 

– Александр Николаевич, у нового здания – довольно драматичная история, пусть и со счастливым концом…
– Мы начинали этот проект в 2008 году, думали получить пятиэтажный корпус, с репетиционными залами, студией звукозаписи. Возвели фундамент, а в 2009-м строительство заморозили: кризис, в финансировании нам было отказано. Мы ждали, боролись несколько лет, а потом я собрал коллектив и сказал: «Другого пути нет. Надо довести до конца начатое». Приняли решение просить Правительство области передать нам этот объект. Чтобы мы его достраивали собственными силами, в том числе за счет благотворительных средств. Коллектив нас поддержал и решил тоже в этом поучаствовать. Так мы собрали 700 тысяч рублей. Потом объявили акцию сбора средств «На кирпичик» среди членов Лиги Друзей Филармонии. Правительство выделило средства на строительство (50% от сметы) и этим тоже нам помогло.
Правда, проект пришлось значительно изменить – всего два этажа. Маловато, но сколько денег – столько песен. На первом этаже будет техническая база, склады музыкальных инструментов, мастерская по ремонту клавишных инструментов. Второй – артистические, база для Симфонического хора и Молодежного оркестра, и главное, репетиционный зал.
Получился опыт частно-государственного партнерства, но заказчики – мы, ответственность – тоже на нас.

– Я вас встречаю буквально «у трапа самолета». Вы с филармоническим оркестром вернулись с гастролей в Японию. Как всё прошло?
– Колоссальное напряжение: за три дня – девять концертов, разные программы. Творчески оркестр выступил безукоризненно, выдержал все нагрузки, особенно учитывая общий график. Всего за несколько дней до вылета в Токио оркестр вернулся с гастролей в Венгрии, Германии и Австрии, где аккомпанировал Хворостовскому, играл симфонические сочинения… То есть, коллектив на пике формы. И в этот момент, когда планки взяты, возникает вопрос: куда двигаться?

– В чем смысл размышлений?
– Это управленческая тема: сжатые сроки, насыщенный график – все выдержали, хорошо себя показали. Что дальше?

– Вы знаете ответ на этот вопрос?
– Нет. Стратегия, выбранная нами в 2005 году, себя уже полностью исчерпала. Мы уже выскочили из «региональных штанишек» и можем конкурировать со столичными российскими, европейскими оркестрами. Чтобы подняться на следующую ступень в творческом плане, нужны другие финансы, другие условия, кадры. Правительству области пока трудно осознать и понять, зачем это нужно.
А на другие государственные источники финансирования мы не имеем права претендовать, так как бюджеты полностью разделены на уровни, и мы не можем рассчитывать на федеральную поддержку: каждый обеспечивает себя сам. Считаю, что должны быть исключения, как в нашем случае: если коллектив добивается выдающихся успехов уже в международном масштабе, он должен получать совместное финансирование из бюджетов разного уровня.
Пока же все наши попытки войти в систему грантов разбиваются о формальный подход: нам говорят – вас создала область, вот она и должна решать ваши проблемы.

– А есть ли прецеденты и примеры за рубежом?
– По Европе мне трудно ответить, по Америке – конечно, есть. Там разрешено финансирование из всех источников, которых ты добьешься. Там вообще всё наоборот: федеральных денег тратят меньше на поддержку искусства, чем графства (муниципалитеты), где на культуру отведено до 20 процентов бюджета.

– У нас такая неповоротливая машина?
– Так сделано, потому что считается, что «ведущие коллективы» – этот термин из циркуляров Министерства культуры России – могут быть только в столицах, в Москве и Петербурге. А то, что в других городах – это дело губернаторов, руководителей краев и областей. Хотя в эпоху СССР существовал статус: «Ведущий коллектив Российской Федерации». Это звание носили десять российских оркестров из разных регионов. Его надо было подтверждать примерно раз в пять лет – проводились смотры. Последний проходил в середине 1980-х, когда первое место занял Омский симфонический оркестр.
Я всегда выступаю с инициативой, что для успешного развития оркестрового дела в стране необходимо ввести разграничение по категориям. Вот вы спрашивали про зарубежный опыт: в Америке доходит до 7 градаций, в Германии делят оркестры на классы – A, B, C, D. И в зависимости от этого – разные условия поддержки и так далее.
У нас до сих пор, как в СССР, все равны. Большинство это устраивает, потому что можно получать одинаковую дотацию вне зависимости от качества работы. Для развития, творческого роста необходима конкурентная среда на российском уровне и изменение существующей системы.

– Как будете отмечать юбилей?
– Не могу решать частного, не видя целого. Стратегия нашей деятельности включает ряд задач, и считаю, что во время юбилея мы должны показать обществу, что сделано, насколько наша деятельность востребована.
Главная цель – как можно больше людей приобщить к искусству. Это и собственно концертная деятельность, и просветительская работа – нужно готовить будущих слушателей, поэтому мы проводим до 1600 лекций-концертов вне филармонической сцены. Наконец, искусство должно быть доступно людям.
Исходя из этих задач, думается, у нас есть, чем гордиться. Некоторые цифры: 96 процентов посещаемость концертного зала, где проходит 250 концертов в сезоне. Более 50 процентов – загрузка филиалов (в городах с населением от 27 до 170 тысяч), работающих в единой системе с головным концертным залом.
У нас 35 виртуальных концертных залов по области, а в юбилей откроется еще три. Таким образом, у нас выстроена трехуровневая система охвата публики: Филармонический зал в Екатеринбурге, затем в радиусе от 30 до 100 км от города – филиалы, Городские концертные залы, наконец, третий уровень – Виртуальные концертные залы, открытые в самых удаленных уголках области, до 600 километров от Екатеринбурга. По статистике 2015 года прошло более 1000 просмотров в виртуальных залах и порядка 30 тысяч человекопосещений. Сегодня, в дни прямых трансляций концертов, количество слушателей в Большом концертном зале филармонии и в Виртуальных концертных залах совпадает. Один концерт могут слушать и смотреть до 1500 человек. Мы добились того, что там, в глубинке, люди, идущие на просмотр прямой трансляции концерта, считают это походом в зал Свердловской филармонии. А это – огромный стимул найти время, силы и приехать в реальный концертный зал.
Уже два года по гранту губернатора у нас идет проект «Филармония 2.0», направленный на стимулирование слушателей виртуальных залов на посещение реальных концертных залов. Нам эту идею подсказали сами слушатели: когда несколько лет назад мы в Алапаевске проводили фестиваль Чайковского, туда вдруг приехал автобус со слушателями из соседнего виртуального филармонического собрания. Мы поняли, что есть этот интерес, надо его просто поддерживать и развивать.
Сейчас мы запускаем специальную программу, когда вокруг наших филиалов Концертных залов в области объединятся слушатели ближайших Филармонических собраний. И они сами будут составлять собственные абонементы для посещения живых концертов в этих залах.
Так выстраивается система, соединяющая виртуальные и реальные залы.

– В прошлом сезоне вы запустили интересный проект – «Филармонический урок».
– Совместно с нашим Министерством общего и профессионального образования мы разработали программу филармонических уроков для школьников области. Идеология такая – мы создаем программу для школьников разных классов, включающую восемь уроков, и в наших 35 филиалах районные Отделы образования и Отделы культуры совместно с волонтерами филармонии организуют филармонические уроки-просмотры в наших виртуальных залах. Мы уже создали такие программы для второго и пятого классов. А к 80-летию запускаем еще две. Мы создаем контент, в котором каждая тема урока иллюстрируется чем-то из записей концертов в филармонии, наших коллективов с известными солистами. В регионах может не быть специалиста-педагога, имеющего углубленные знания в области классической музыки, и наша программа позволяет заполнить эту нишу. Разработана также специальная методика, как использовать эти уроки. Мы докладывали об этом проекте в Совете по культуре при губернаторе Свердловской области, совместно с нашим Министерством общего и профессионального образования проводили совещания с педагогами общеобразовательных школ, чтобы довести программы до совершенства – знакомились с рекомендациями и пожеланиями. Задача – стопроцентно охватить все школы, создав такой курс уроков для всех классов.

– Это могло бы помочь решению проблемы полного отсутствия кругозора в области классической музыки у школьников. Расскажите теперь о ваших имиджевых проектах.
– За последние годы мы создали новое для нас направление – так называемые имиджевые проекты, направленные на продвижение Свердловской области как центра культуры и искусства, для повышения его туристической и инвестиционной привлекательности. К примеру, культурно-просветительский «Наш Чайковский», во многом связанный с Алапаевском. 6 ноября мы в третий раз проведем День музыки Чайковского в Свердловской области. Причем, если в первый раз в этот день состоялось 300 мероприятий по всей области, то в прошлом году – уже 500.

– Журнал освещал это событие, я помню, туда входили такие экзотические сюжеты, как концерты в офисах и супермаркете.
– Есть и более академичные проекты – «Евразия» и Симфонический форум, они чередуются через год. Но самый главный на сегодня – фестиваль «Безумные дни», направленный на вовлечение и приучение людей к классической музыке. А также для того, чтобы организации и компании использовали фестиваль для поднятия корпоративной культуры. В прошлом году нашими партнерами стали шесть компаний, сейчас «забросили сеть» на тридцать – посмотрим, что получится.

– Вы ведь как раз и прилетели с подобного фестиваля в Японии? Его проводит также Рене Мартен, автор самой идеи «Безумных дней».
– Да, мы были у него в этом году в Нанте, где объединяющим моментом множества концертов фестиваля стала «тема природы», теперь всё продолжилось в Токио. Летом фестиваль во второй раз пройдет уже у нас в Екатеринбурге.
В Токио я наблюдал тревожные симптомы – стало меньше публики. Возможно, японцев не очень заинтересовала данная тема фестиваля, либо в афише стало меньше звездных имен.

– Вероятно, это объясняется финансовым кризисом?
– Возможно. И у нас на «Безумных днях» мы делаем ставку не на мэтров, а на интересных молодых музыкантов, будет больше камерной музыки – публике это сложнее воспринимать.
Но нам важна направленность фестиваля на людей, которые не ходят постоянно в филармонию. Наша задача их заинтересовать, увлечь идеей, качеством исполнения.
То, что я наблюдал в Японии, утвердило меня в мысли, что надо всё время «держать руку на пульсе», искать способы обновления, чтобы фестиваль постоянно был на подъеме.
Еще один имиджевый проект – Международный молодежный культурный центр, на базе Уральского молодежного оркестра. Мы собирали дваждымеждународную молодежную оркестровую академию у нас в Екатеринбурге, а этим летом наш оркестр поедет в Болгарию.
Все имиджевые проекты играют большую роль в создании системы, которая бы стимулировала рост творческого уровня артистов и коллективов.

– И все же, будут ли специальные события, акции к 80-летию филармонии?
– Наш юбилейный марафон мы начинаем 1 июня, в День защиты детей, благотворительным концертом в пользу детей с ограниченными возможностями и семей с приемными детьми. Думаем о встречах с членами Лиги друзей филармонии, ветеранами. 6 июня для них состоится концерт в честь 80-летия филармонии, а 10 июня, в день юбилея, мы отметим этот праздник с коллективом за чашкой чая.
19 июня пройдет форум Филармонических собраний области – мы раз в год проводим такую встречу, поблагодарим всех, кто участвует в этой работе. Это примерно 400 человек.
23 июня в рамках фестиваля Дениса Мацуева запускаем два новых филиала виртуального зала в селе Городище и в деревне Палецкова. В июле – фестиваль «Безумные дни» и открытие нового корпуса филармонии. В начале сентября мы планируем открытие первого регионального концертного зала в Ирбите.
2 сентября проведем «Opennight» – встречу с партнерами и попечителями филармонии, будем разговаривать о поддержке строительства нового зала. 29 сентября – официальный прием в честь оркестра, а 30-го – открытие Симфонического форума.
При этом у оркестра много гастролей: 12 июня мы летим на один день в Париж, где выступаем в Театре Елисейских полей в честь Дня России. Потом – в Харбин, на фестиваль «Харбинское лето», по линии международных контактов Свердловской области. В сентябре – гастроли в Бонне, на Бетховенском фестивале, где УАФО имеет статус «резиденц-оркестра». Тема этого года связана с революцией, мы везем туда «Прометей»Скрябина, Десятую симфонию Мясковскогои Кантату Прокофьева к XX-летию Октября, поэтому поедет не только оркестр, но и хор, всего 170 человек.
Помимо этого Молодежный оркестр, как я уже упоминал, с 24-го по 29-е июня едет в Болгарию. Хор с 29 мая по 2 июня принимает участие в двух хоровых фестивалях во Франции. К сожалению, по России у нас гораздо меньше гастролей, чем за рубежом.
Подведя черту, могу сказать следующее: конечно, мы многого достигли, но чтобы дальше развиваться – нужен новый концертный зал. Без него дальше и выше ни оркестр, ни Свердловская филармония развиваться не смогут: дай Бог удержать существующий уровень и не упасть.

– Тема современных концертных залов актуальна как никогда. Какие трудности на этом пути?
– Уже три года работаем в этом направлении с властями Свердловской области: определились с размерами зала – 1500-1700 мест, считаем, что должны войти в концертное пространство равными, конкурирующими со столицами силами. Чтобы его построить, нам должны выделить землю. Рассматриваются варианты. Один, напротив филармонии, уже даже обсуждался на уровне правительства области. Но земля занята владельцем, с ним пробуют вести переговоры.
Второй – инициатива бизнеса, создать частно-государственное партнерство для строительства Концертного зала. Тогда можно поднимать вопрос проекта и его финансирования. Один из екатеринбургских бизнесменов – Андрей Бриль, вышел с инициативой – создать Комитет в нашем городе по сбору средств на новый концертный зал. Возрождаем еще дореволюционные традиции: Россия много строилась на народные деньги. Эта инициатива родилась год назад, но пока не имеет почвы для реализации: нет земли – нет конкретики.
Решение этого вопроса – для нас сейчас первоочередная задача. Мы готовы консолидировать общество в поддержку строительства: у нас есть Лига друзей филармонии, объединяющая около 27 тысяч человек. Правительство области с пониманием и поддержкой относится, но не хватает какого-то импульса, который заставил бы пожелать это сделать. Нужен какой-то толчок, осознание того, что в наше кризисное, отягощенное политическими сложностями время такие акции наоборот способствуют развитию общества, направлены на людей.

 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2016
Журнал Музыкальная жизнь