Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №7-8, 2016
Сергей БУЛАНОВ
Секрет Валентины Левко
К 90-летию выдающейся русской певицы
 

«Je crains de lui parler la nuit» ... 60-е годы XX века, первые гастроли Большого театра на сцене Ла Скала. Партию зловещей старухи в опере Чайковского «Пиковая дама» исполняла тогда Валентина Левко. «Певица совершила в роли старой графини чудо, – писала по окончанию гастролей итальянская пресса, – и заставила своим голосом и игрой в сцене смерти из очерствевшего воплощения человеческой ожесточенности вновь расцвести некогда прославленную красоту». После миланского успеха эта партия стала одной из главных в ее репертуаре.

Народная артистка России Валентина Николаевна Левко – признанный мастер, чье контральто до сих пор остается эталоном для молодого поколения. «Ее свободно, красиво звучащий бархатный голос льется благородно и чисто, она поет так, как поют великие певицы» (австрийская газета «Экспресс»).

Певица всегда удивляла слушателя большими техническими возможностями голоса, восхищала безупречной дикцией и драматическим талантом. А ее женская красота и притягательность прекрасно дополняют утонченный образ артистки.

Когда-то американский импресарио Сол Юрок написал: «Около пяти часов вечера жизнь в моем театральном бюро начинает замирать, я плотно закрываю двери, выключаю телефон и удобно усаживаюсь в кресле. Для меня поет Валентина Левко. Собственно, это только пластинка с романсами, я привез ее из Москвы и регулярно слушаю каждый день».

Интересно, что петь Валентина Левко начала далеко не сразу. «Изначально я и думать не смела, – рассказывает Валентина Николаевна, – что спустя некоторое время буду пользоваться консультациями Максаковой в работе над оперными партиями и концертными программами. Я бы не поверила, если бы кто-то предсказал мне, что сама Надежда Обухова изъявит желание познакомиться со мною, а вместе с Мариан Андерсон я буду сниматься в фильме Голливуда».

Будущая вокалистка начинала учиться играть на скрипке, а затем окончила Училище и Институт имени Гнесиных по классу альта. Музыкальная подготовка, полученная в Гнесинке, особым образом помогала при работе над вокальным репертуаром: мелодическую линию певица сначала «пропевала» на альте, и она удивительно хорошо ложилась на голос, появлялась инструментальность голосоведения, чистота и стройность интонации.

После окончания института Валентина Левко прошла конкурсные прослушивания сразу двух московских театров: Большой театр предложил место в стажерской группе, а в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко сразу утвердили на роль Элен Безуховой для московской премьеры прокофьевской оперы «Война и мир». Три года работы в этом театре Валентина Николаевна сравнивает с полным консерваторским курсом оперной певицы: она неустанно совершенствовала голос, училась сценическому движению и актерскому мастерству.

«Валентина, не хочешь перейти работать в Большой театр?», – примерно так сказал ей С.Я. Лемешев, позвонив по телефону. Для дебютного выступления ей предложили партию Ратмира в «Руслане и Людмиле» Глинки. «Весь отпуск я “входила в образ”, усердно размахивая на даче саблей и призывая витязей “скорей во чисто поле”», – вспоминает Валентина Николаевна.

На премьеру пришлось «тридцать три несчастья». Гример В.В.Аксенов почему-то приклеил бороду лаком (хотя всегда исполнительниц Ратмира гримировали очень легко), затем певице надели на голову такой тюрбан, словно его взяли из гардероба Головы, он постоянно сползал на уши и почти закрывал глаза. Кроме того, за пульт вместо В.В.Небольсина неожиданно встал А.Ш.Мелик-Пашаев. Певица постеснялась уточнить темпы с дирижером, и соло Ратмира в тот вечер начинали дважды! «Этот случай научил меня быть всегда предусмотрительной в дальнейшей сценической деятельности,– говорит Валентина Левко. – В любой роли я не разрешала делать неудобный грим, а также внимательно следила за театральным костюмом».

В Большом театре Валентина Левко спела более тридцати партий, никогда ни от одной не отказывалась, понимая, что петь нужно всё. «Люблю все партии, которые пою, – говорит певица, – но особенно близка и дорога мне Любаша. Эту партию я воспринимаю как безгранично широкую русскую песню, проникнутую горячим чувством».

После первого выступления в «Царской невесте» наставница молодой певицы Мария Петровна Максакова поздравила ее такими словами: «Наконец один перевал перешли – Любашу. Вы даже не представляете себе, какой это скачок для всякой певицы, а особенно для контральто». К сожалению, узнать об актерском мастерстве певицы в оперных партиях мы можем только по воспоминаниям современников, видеозаписи спектаклей пока не опубликованы. Всеволод Тимохин отмечал: «Весь внешний рисунок роли, в котором преобладали спокойно-величавые тона, был строго выдержан; сценическое поведение артистки, как всегда, отличалось естественностью и непринужденностью».

Каждую роль, неважно, масштабную или эпизодическую, певица долго готовила. Не только оттачивала техническую сторону материала, но тщательно выстраивала образ по первоисточникам. «За каждой из спетых партий – огромная работа, о которой мы часто даже не догадывались. И только вдруг, из какой-то случайной фразы узнаём, например, с каким увлечением Валентина не просто читала, а изучала романы Мельникова-Печерского, годами готовя себя к партии Марфы», – говорила о Валентине Левко в партии Марфы («Хованщина») близкая подруга певицы Татьяна Тугаринова.

С юности ориентиром в искусстве и эталоном низкого голоса для Валентины Николаевны сделалась Н.А.Обухова. Они встретились лишь один раз по инициативе самой Надежды Андреевны на ее творческом вечере. Обухова высоко оценила начинающую артистку, воскликнув: «Наконец-то у меня появилась преемница!» Они договорились о следующей встрече, но ей так и не суждено было состояться. Обухова уехала отдыхать в любимую Феодосию, и вскоре великой певицы не стало.

Кармен, Амнерис, Далилу, Эболи и многие другие выученные ею партии Валентине Левко по разным причинам на сцене воплотить не удалось. В 1982 году певица оставила Большой театр и начала гастролировать с сольными концертами по всему миру. В своих программах певица исполняла самую разнообразную музыку: от барочных арий до песен народов мира.

Над концертным репертуаром многие годы певица работала с такими пианистами, как Д.Лернер, Ю.Селивохина, Г.Федоренко, Г.Преображенская. Но главным концертмейстером Валентины Левко стал Григорий Соломонович Зингер – тонкий музыкант, мастер интерпретаций и талантливый композитор. Среди выдающихся альбомов, записанных этим тандемом – вокальные сочинения Чайковского, Рахманинова, сборники старинных русских романсов. В память о заграничных поездках поклонники часто дарили артистке ноты национальных песен, и именно Зингер создавал их великолепные переложения. Концертмейстер для исполнителя – чаще всего еще и учитель. «Он был очень требовательным на наших занятиях, – вспоминает Валентина Николаевна, – именно это мне и помогало. – Заставлял всё досконально выучивать. Во многом благодаря его подсказкам музыка оживала».

В 1968 году Валентина Левко совершила первое большое турне с оркестром имени Осипова: 50 концертов в Австрии, ФРГ и Швейцарии. После выступления в Вене 27 апреля патриарх Венской Оперы Роберт Штольц преподнес Валентине Николаевне комплект грампластинок со своими записями, сделав трогательную надпись: «Великой певице, великой солистке с наилучшими пожеланиями, и наиискреннейшим образом восторгаюсь прекраснейшей принцессой мира – Валентиной».

13 августа 2016 года артистка празднует 90-летний юбилей. В Москве под ее художественным руководством успешно работает «Центр вокального искусства Валентины Левко». Еще будучи солисткой Большого театра Валентина Николаевна стала профессором Гнесинского института, четверть века возглавляла кафедру сольного пения и до сих пор продолжает обучать молодое поколение.

В апреле 2013 года творчеством русской певицы заинтересовалось руководство фирмы «Brilliant Classics» (Нидерланды), многие записи отреставрировали, и в результате наследие артистки опубликовано на 11 CD-дисках. «Это без сомнения выдающаяся коллекция, каждый компакт-диск уникален с музыкальной точки зрения и раскрывают поразительную универсальность певицы. С первых нот, взятых Левко, становится ясно, что эта певица обладает характерным голосом и имеет выдающуюся артистическую природу. Она может в полной мере раскрыть свой голос для оперы и сократить его до интимного звучания в камерной музыке и романсах» (из рецензии музыкального критика Бэрри Бассиса, Великобритания).

Валентина Николаевна, рассказывая о своей жизни, выделяет три главных «подарка»: открытие Центра, упомянутую коллекцию дисков и одну счастливую случайность! Певицу очень часто просили делать фондовые записи на радио и телевидении, но одна, в 1966 году, принесла ей сюрприз. Она записала каватину Кончаковны («Князь Игорь»), затем планировался дуэт с Владимиром, но приглашенный солист подвел и не пришел. «Мы позвонили Козловскому, – спокойно сказали певице работники студии, – он сейчас приедет и запишет с вами этот дуэт». Легко представить волнение певицы, но их совместная работа до сих пор остается для нее самым ярким впечатлением. Иван Семенович давал ценные рекомендации, подсказывал, как лучше сделать трудные места, и дуэт прозвучал великолепно!

Валентина Левко с удовольствием раскрывает секрет своего творческого долголетия и успеха: «Каждый певец должен быть педагогом, и в первую очередь для самого себя. Берегите природные качества голоса, постоянно совершенствуйте их. Щедро дарите свой талант – и вы будете счастливейшими в мире людьми».

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2016
Журнал Музыкальная жизнь