Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №7-8, 2016
Ольга РУСАНОВА
"Сделать что-то хорошее для молодых музыкантов"
Премию молодых дирижеров Hестлe и Зальцбургского фестиваля получил Азиз Шохакимов
 

Зальцбургcкий фестиваль – один из главных и старейших в мире – через четыре года отметит свое столетие. Но Зальцбург по-прежнему в поиске нового, и не перестает удивлять. Шесть лет назад в его афише появился проект под названием «Премия молодых дирижеров Hестлe и Зальцбургского фестиваля». И вот ежегодно авторитетное жюри во главе с почетным президентом Пласидо Доминго ищет таланты по всему миру (возрастной ценз потенциальных участников – 21-35 лет). Всё проходит в несколько этапов. Сначала – отборочный тур по записям на DVD (в этом году было 65 претендентов), потом из восьмерки лучших уже «вживую» выбрали тройку финалистов. Наконец, во время самого фестиваля, после концертов каждого из них назвали одного-единственного победителя, которому и вручают Приз (15 тысяч евро) и, что не менее важно, дают возможность выступить в основной программе Зальцбургского фестиваля в следующем году.

В нынешнем году победителем стал 28-летний узбекский музыкант Азиз Шохакимов. Я стала свидетелем его триумфального выступления с оркестром «Зальцбургская камерата» в одном из главных залов города – «Моцартеуме». Он, как и двое его соперников – ирландец Кииран Макколи (дирижер Малайзийского оркестра) и российско-британский дирижер Александр Прайер, – играл довольно большой концерт продолжительностью 1 час 15 минут. Произведения разные: классические и современные, одно обязательно с солистом. Азиз выбрал Концертную увертюру немца Йорга Видманна «Con brio» (2008), речитатив и арию для тенора и оркестра Моцарта (пел китаец Минги Лей) и Седьмую симфонию Бетховена, на самом деле ставшую гвоздем программы. Тут Азиз продемонстрировал не только свой музыкальный талант и профессионализм, он буквально захватил зал неистовым темпераментом. Это, очевидно, и склонило жюри в его пользу, хотя и Александр Прайер был весьма силен (особенно ему удалась сюита «Пеллеас и Мелизанда» Сибелиуса). Честно говоря, до последнего было неясно, кому же отдадут пальму первенства. В кулуарах шли споры… И все-таки Азиз! Теперь уже лауреат двух конкурсов: имени Малера в Бамберге и Hестлe и Зальцбургского фестиваля.

Дирижером он стал случайно. Учился в Ташкенте на скрипача, альтиста, певца. Потом, в 11 лет, когда стал ломаться голос, маэстро, с которым он выступал – это был его будущий педагог Владимир Неймер, – сказал: «А давай-ка поучись на дирижера. У тебя отличная энергетика». Как в воду глядел. Азиз Шохакимов сейчас нарасхват: возглавляет Национальный симфонический оркестр Узбекистана, служит дирижером в Оперном театре Дюссельдорфа, и это не говоря об отдельных ангажементах и приглашениях.

Разговорились мы и об узбекской музыкальной школе. Не так давно музыкальный мир выучил сложное имя 25-летнего пианиста Бехзода Абдураимова, талантливейшего музыканта. «Не забудьте еще пианистов Ефима Бронфмана и Алексея Султанова, также уроженцев Ташкента, – напомнил Азиз. – Наша национальная школа возникла после войны, когда профессора Московской и Ленинградской консерваторий, оставаясь в Ташкенте, начали обучать наших музыкантов. Так в Узбекистане сложились серьезные традиции классической музыки».

Среди тех, кто инициировал Премию молодых дирижеров – менеджер проекта Анжелика Свобода:
«Семь лет назад, когда мы начинали, хотели сделать что-то хорошее для молодых музыкантов. Я много говорила об этом с Маркусом Хинтерхойзером – директором концертных программ Зальцбургского фестиваля, а со следующего сезона – его интендантом. Он считает, что в мире много дирижеров старшего поколения, весьма уважаемых и известных. Но надо помогать расти и молодым, дать им не только “зеленый свет”, но и платформу. Для этого Зальцбургский фестиваль подходит идеально, так как к нему приковано внимание масс-медиа и вообще всей музыкальной индустрии».

Кстати, интересная особенность регламента Премии: на предварительном туре, где определяются три финалиста, нужно исполнить произведения сугубо XX века. Собственно, даже не исполнить, а отрепетировать прямо в присутствии жюри. В этом году тур проводился 8 мая, и назывался громко: «Contemporary Music Day» («День современной музыки»). Каждому из восьми кандидатов давалось полчаса на публичное «разучивание» с оркестром двух произведений. Одного – обязательного («Камерная симфония» А.Шёнберга) и одного – на выбор: П.Булез «Memoriale (...explosante-fixe ...Originel), Я.Ксенакис «Jalons» («Вехи») или Л.Андриссен «WorkersUnion».

«Своим проектом мы хотим поддержать современную музыку. Ведь люди охотнее ходят на классику, а у нас они могут открыть для себя что-то новое», – поясняет Анжелика Свобода.

Идею проводить этот первый очный тур именно в виде репетиции член жюри Маркус Хинтерхойзер считает особенно удачным know-how: «Эта Премия – не конкурс, не соревнование. Это нечто другое. У нас фантастическое жюри, куда входит Петер Альвард – экс-директор Зальцбургского Пасхального фестиваля, композитор Марк-Андре Дальбави, Александр Меравилия-Кривелли – генеральный секретарь Молодежного оркестра Густава Малера, Маттиас Шульц – директор Фонда «Моцартеум», и целый ряд других уважаемых людей под председательством Денниса Рассела Дэвиса. Мы имеем возможность увидеть, как молодой музыкант общается с оркестром, можем проследить процесс освоения партитуры. Это особенно интересно для жюри, поскольку речь идет о трудном, редко исполняемом произведении XX века, которое дирижер должен отрепетировать за короткое время.

В этом году Премию вручали уже в седьмой раз, а значит, у нее уже семь победителей. Вот их полный список: Дэвид Афхам, Германия, 2010; Айнарс Рубикис, Латвия, 2011; Мирга Гражините-Тила, Литва, 2012; Бен Гернон, Великобритания, 2013; Максим Паскаль, Франция, 2014; Лоренцо Виотти, Швейцария, 2015, и теперь - Азиз Шохакимов. Анжелика Свобода не без гордости говорит о том, как «руководство счастливо, что у молодых музыкантов прекрасно складывается карьера, причем не без помощи проекта Нестле-Зальцбург, который дает им как бы ускорение». Вот пример: Мирга Гражините-Тила из Литвы. В свои 30 лет она уже музыкальный директор Зальцбургского государственного театра, ассистент Густаво Дудамеля в Лос-Анджелесском филармоническом оркестре, а вскоре еще и возглавит оркестр Бирмингема. Впечатляюще, правда?

Напомню, что важной составляющей Премии является полновесный лауреатский концерт в программе Зальцбургского фестиваля следующего года. В нынешнем году с ним выступил соответственно триумфатор прошлого года Лоренцо Виотти. Вместе с Симфоническим оркестром Венского радио он сыграл программу по собственному выбору, и состояла она исключительно из русской музыки: Второй фортепианный концерт Рахманинова с грузинской пианисткой Катей Буниатишвили, Вторая симфония Скрябина и увертюра Кабалевского к опере «Кола Брюньон»!

Я не преминула поговорить с маэстро Виотти после этого блестящего, надо признать, концерта. Уж очень заинтриговал «русский выбор»…

«Я шел за солисткой – Катей Буниатишвили, которая хотела сыграть 2-ой концерт Рахманинова, – рассказал Лоренцо. – Ну, и решил всю программу построить вокруг Рахманинова. При этом я принципиально не брал популярные произведения – Вторую симфонию Рахманинова, симфонии Чайковского или Прокофьева, которые и так здесь, на фестивале, играют все оркестры. Вообще я очень люблю русский репертуар, особенно Скрябина, и подумал поставить в программу Вторую симфонию (именно ее, а не Первую или Третью, с бoльшим составом исполнителей). Риск, конечно, был: это не слишком известное произведение, к тому же очень сложное. Тем не менее всё вроде получилось…»

Да, прямо скажу, концерт прошел «на ура» (его, кстати, транслировало Баварское радио). И если с Рахманиновым и Скрябиным всё более или менее ясно, то почему все-таки Кабалевский и его увертюра, которую и в России не услышишь? – продолжаю я пытать Лоренцо Виотти.

«Она возникла в программе совершенно случайно. Как-то я слушал новые для себя произведения – люблю открывать что-то незнакомое, – в основном это была киномузыка. И вдруг – увертюра Кабалевского… Я почувствовал: это именно то, что нужно. Потому что Второй концерт Рахманинова, особенно в начале, создает мрачную атмосферу. Скрябин – в тех же тонах. Почему бы не встряхнуть публику такой свежей незнакомой пьесой?»

Следующий лауреатский концерт Премии Hестлe–Зальцбургского фестиваля – соответственно, нынешнего победителя Азиза Шохакимова – с тем же Симфоническим оркестром Венского радио и в том же зале Felsenreitschule («Школа верховой езды») – состоится 5 августа 2017 года. Программу объявят уже нынешней осенью.

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2016
Журнал Музыкальная жизнь