Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №12, 2016
Татьяна ЖУРБИНСКАЯ
Глашатай XXI века
Беглые наблюдения, навеянные Международным фестивалем "Московская осень"
 

Эксперты, знатоки хорового искусства назвали этот концерт в Малом зале консерватории эпохальным, знаковым, добавляя многие лестные эпитеты в адрес Камерного хора Московской консерватории и его главного дирижера и художественного руководителя Александра Соловьёва.

Концерт посвятили памяти основателя Камерного хора, выдающегося дирижера современности, профессора Бориса Григорьевича Тевлина – его 85-летию со дня рождения. Один из заветов Учителя – пропаганда современной музыки. Вся программа Александра Соловьева, построенная на исполнении новых произведений российских и зарубежных авторов, вызвала неподдельный интерес у слушателей, до отказа заполнивших МЗК.

Примечательна ее драматургия. Начало – и сразу же на высокой кульминационной ноте, заданной «Гимном доброте», финалом оперы «Рождественская сказка» Р.Щедрина. Перекликается с хоровым финалом Девятой симфонии Бетховена, та же мудрость и просветление, но письмо Щедрина конечно технически намного сложнее. Учитывая, что накануне хор участвовал в исполнении Восьмой симфонии Г.Малера, остается только диву даваться, откуда силы и желание представлять свое искусство и на следующий день.

Родиону Константиновичу была отослана запись исполнения, и на мониторе компьютера Александра Соловьева можно было прочитать благодарный отзыв композитора с ремаркой: «даже с темпами угадал» (а это один из важнейших элементов эстетики интерпретации сочинений композитора).

Большая по протяженности программа проходит на одном дыхании, динамична, строится на контрастах. Одно из концептуальных противопоставлений – пение a cаppella и пение в сочетании с инструментами. Признанный знаток хоровой музыки, Юрий Евграфов всегда подчеркивает, что подлинная хоровая музыка – это пение a cаppella, искусство самодостаточное, бытование которого исчисляется тысячелетиями. Оно чаще всего религиозно сориентированное, потому что для многих людей собственно музыка является проводником к небу, рождающее ощущение вечности бытия, гармоничного мировосприятия. Программа представляет широкий спектр сочинений такого рода – Хорал Кузьмы Бодрова, Pater Noster Анатолия Киселева, Три фрагмента из Семи Магнификатов-Антифонов Арво Пярта, Кондак из Акафиста Святому Великому Благоверному князю Александру Невскому Сергея Екимова. Каждое сочинение – определенная грань композиторской фантазии, личного восприятия вечной темы. Так же как вероисповедание разное, а духовная сущность добра, благолепия – едина, так и здесь стилистическое различие сочинений духовной традиции формирует возвышенный настрой своими средствами – музыкой тональной и атональной, благостными созвучиями и кластерами.

В сочинениях Юрия Евграфова существует теснейшее взаимодействие хоровых традиций мирового искусства и их индивидуальное обновление. «Великий Генрих», написанный на стихи И. Ефановой, обращен к почитаемому им поэту Генриху Сапгиру – краткая протяженность музыкального повествования вмещает в себя философскую глубину, сосредоточенность мысли – густо сплетенный клубок постепенно разматывается, ниточка тянется дальше и дальше.

Тем не менее, хоровая практика давно включила в свой обиход пение с различными инструментальными составами, солистами, что постоянно и умело использует Камерный хор МГК. Слаженный ансамбль коллектива и лауреата международных конкурсов Екатерины Мечетиной, с блеском исполнившей виртуозную бравурную фортепианную партию, предстал в эффектном исполнении хоровой картины Ефрема Подгайца «Водопад» на стихи Державина.

Творчество Подгайца неоднозначно – игра смыслами, неожиданными переходами от одного состояния к другому, их повисание в пространстве. Два номера из концерта для хора «Вещая душа» на стихи Ф.Тютчева – иной аспект творчества композитора, близкий мировоззрению поэта с его философскими раздумьями и завораживающей красотой, отражающейся в каждом звуке хорового цикла.

Настроение лирической сосредоточенности можно услышать в концерте «Agnus dei» норвежского композитора Ховланда для хора и фагота. Трудно словами передать то наслаждение от мастерской игры народного артиста России Валерия Попова, от сочетания тембра фагота с мягким и трепетным мерцанием голосов. Одухотворенное использование духовых инструментов мы услышали в дуэте кларнета и гобоя в «Паване» Сергея Мовчана, солисты – лауреаты международных конкурсов Иван Мовчан и Денис Голубев.
Несмотря на общность темы, два сочинения-славления, Владислава Агафонникова и Кузьмы Бодрова, контрастны. Кант к 150-летию Московской консерватории на стихи А.Пушкина В.Агафонникова выдержан в привычных традициях – это гимн, со светлым, праздничным звучанием, подчеркнутым партией органа, с подъемом исполненной профессором Евгенией Кривицкой.

Gloria Бодрова – вроде бы и не хоровое сочинение, следуя банально понятым канонам, но первая же взвинченная интонация рояля у Мечетиной цепляет сразу же, так и не отпуская до конца.

Драматургия программы постепенно переходит к жанровости, танцевальности, сценичности, празднику. Здесь – «Истринский танец» композитора из Хорватии Бранко Штарка, «Петербургское танго» В.Полякова и обработка классики, популярной песни «Полюшко-поле» Льва Книппера, выполненная уже упоминавшимся выше Сергеем Екимовым - санкт-петербургским другом и постоянным участником многих московских акций Камерного хора.

Смелое прочтение мифологически-фольклорных истоков в Концерте для хора «Летал сокол» Татьяны Чудовой, обработка русской народной песни «Белая черемуха», расцвеченные изобретательной сценической редакцией Натальи Сомоновой. Можно подумать, что это другой коллектив – раскованный, с иным звуковедением, предназначенным для площади, огромного стечения народа, открытым выплеском эмоциональности. Нет, это все – Камерный хор.

Традицию Б.Г. Тевлина – воспитывать смену – можно было оценить в дирижерском мастерстве Тараса Ясенкова и Марии Челмакиной, неоднократно радовавшей слушателей и в качестве великолепной солистки во многих произведениях из репертуара коллектива.

Для своего выступления молодые хормейстеры отобрали сочинения эстонских авторов, нового для нас имени – Галины Григорьевой и знаменитого Арво Пярта; общеизвестно высокое признание заслуг эстонских композиторов и исполнителей в хоровом искусстве. Ясенков и Челмакина, культивируя работу над звуком, будто руководствовались размышлениями Пярта: «Каждая фраза дышит самостоятельно. В паузах нужно научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его дление и переход в другой звук, весомость этого шага. Нельзя торопиться. Надо, чтобы шаг был совершен после того, как ты пропустил все возможные ноты через свое “чистилище”. Тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным».

Отточен профессионализм Камерного хора, обладающего огромным арсеналом выразительных возможностей. Пиано – мягкое и глубокое, форте – мощное и насыщенное, ансамблевая слаженность хоровых партий близка к идеальной, внятная интонация как горизонтальная, так и вертикальная, широкий спектр вокальных и речевых приемов, мобильность в смене настроения, колористическое богатство. Начальная стадия овладения мастерством пройдена, техника исполнения настолько высока, что вдохновенный руководитель Александр Соловьёв «достает» из этого арсенала нужную краску для воплощения своего замысла в интерпретации композиторского творения. Его дирижерский жест – точный, ясный, функциональный. И главное, он с хором находится в поле современного мироощущения, потому что заставить молодых людей петь так много и с такой отдачей невозможно даже под угрозой несданного зачета. В непрестанной атмосфере творчества нужно совместно существовать, и в этом также один из заветов Б.Г. Тевлина.

Совсем недавно произошло событие, которое можно просто таки приравнять к художественному и организационному подвигу - исполнение оперы-оратории «Бабий Яр» Давида Кривицкого. Композитор, написавший огромное число произведений, к сожалению, не успел услышать многие из них при жизни. В концерте в МЗК прозвучала замечательная миниатюра «Памяти Анны Андреевны Ахматовой» на стихи словацкого поэта Ивана Краско в переводе Ахматовой. И данное сочинение неизбежно вызвало в памяти премьеру «Бабьего Яра». Художественный вклад такого сочинения в сегодняшнее обострившееся информационное противостояние – неоспоримый аргумент в утверждение величия победы нашего народа в Великой Отечественной Войне, защиту гуманистических ценностей.

Постоянный участник проектов Александра Соловьёва, лауреат Премии Москвы, актер, ведущий Петр Татарицкий, конферируя, объединял программу точной подачей каждого номера и участника, своим благородным артистизмом способствуя успеху концерта.

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2016
Журнал Музыкальная жизнь