Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №12, 2016
Ольга РУСАНОВА
Наслаждение звуком
Во Владикавказе после многолетней реконструкции торжественно открылся Концертный зал Государственной филармонии республики Северная Осетия – Алания
 

…Между тем, к этому прекрасному во всех отношениях дню 17 декабря, когда даже погода на радостях решила побаловать владикавказцев солнцем и искристым снегом, республика и ее столица шли целых десять лет! Красивейшее готическое здание немецкой лютеранской кирхи (ему 150 лет), в котором с 1944 года расположилась Госфилармония, настоятельно требовало масштабного ремонта, и в 2006 году его закрыли. Слушая рассказ директора филармонии, композитора Ацмаза Макоева, ощущаешь, как тут жизнь разделилась на «до и после»: артисты в буквальном смысле скитались по чужим площадкам, и бог весть, сколько бы это продолжалось, если бы в 2015 году бывший глава республики Тамерлан Агузаров не сдвинул ситуацию с мертвой точки! Но увы – вскоре скоропостижно ушел из жизни, и дело снова застопорилось. Возобновились работы этой весной под патронатом нынешнего президента Северной Осетии Вячеслава Битарова, который подключил меценатов. Одним из главных стал самый знаменитый уроженец города Валерий Гергиев, который подарил филармонии столь необходимые, сколь и изысканные стройматериалы: медную крышу, балки для потолка зала (в стиле фахверк), да и много чего еще (сам он об этом скромно умалчивает). А кроме материалов – принес в дар орган, который еще предстоит смонтировать (открытие ожидается следующей весной). Да и вообще маэстро курировал весь процесс возрождения зала. Совершенно естественно, что именно Валерий Гергиев вел церемонию и концерт-открытие обновленной филармонии: «Для меня возвращение на родину – огромное событие. Выступить в зале, в котором мальчишкой я услышал свой первый концерт, а потом дал свой первый концерт, будучи начинающим дирижером, – это нечто особое».

Он, действительно, вложил в этот зал душу. В мае, во время Пасхального фестиваля, Гергиев приезжал во Владикавказ с оркестром Мариинского театра, и почти сразу помчался сюда, на стройку. Территория вокруг кирхи выглядела неприглядно, сама она стояла в лесах. И казалось, конца-края работам не видно. Гергиев включился в работу мгновенно: вымерял шагами сцену, проверял ее высоту (и, кстати, попросил чуть опустить, дабы слушателям первых рядов партера были лучше видны сами артисты, а не только их ноги)… Интересовался, нельзя ли увеличить вместимость зала. Но тут чуда не произошло: историческое пространство кирхи ограничено, кресел поместилось 370, и, к сожалению, это максимум. Зато существенно была увеличена сцена, и теперь на ней легко помещаются большие коллективы: например, хор и оркестр (так было и в день открытия). Словом, Гергиев вникал в каждую мелочь, включая, разумеется, самое главное – акустику. Акустические работы проходили под руководством лучшего в мире мастера – Ясухисы Тойоты (автора проектов финского Дома музыки, Зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Эльбской филармонии в Гамбурге, Сантори-холла в Токио). С ним Гергиев уже сотрудничал – во время строительства Концертного зала Мариинского театра, а впереди еще совместная работа над проектом филармонии в Зарядье в Москве. Все детища г-на Тойоты звучат превосходно, не исключение и зал Владикавказа. Как сказала на открытии вице-премьер правительства России Ольга Голодец, «акустика настолько хороша, что можно говорить без микрофона». Да, здесь звук живой, свежий, яркий!

Но обновленный зал Владикавказа услаждает не только слух, но и радует глаз: он светлый, уютный, красивый. Без излишеств, стильный, созданный с отменным вкусом и любовью. И это чувствуется сразу: в зале приятная аура.

Концерт-открытие был подробным, продолжительным. Весь вечер на сцене находился оркестр Мариинского театра, который маэстро рассадил необычно: справа и слева от дирижерского пульта – скрипки, впереди левее него виолончели, правее – альты (связано это с тем, видимо, что сцена зала хоть и глубокая, но узковатая). Такое оригинальное решение по рассадке оказалось весьма удачным: оркестр звучал превосходно, как, впрочем, и детский хор Северной Осетии, размещенный в глубине, у самого задника сцены. Вместе с хором были исполнены Гимн России, «Песня о Родине» Дунаевского и несколько частей кантаты Ларисы Кануковой «Солнечная» – вся первая часть программы.

Вообще, одна из идей концерта – показать не только мэтров, но и юных музыкантов. В данном случае это был не только детский хор, но и девятиклассник Специальной музыкальной школы при Петербургской консерватории Абисал Гергиев. Этот мальчик стоит того, чтобы сказать о нем подробнее. Он играл далеко не простой, нечасто исполняемый фортепианный концерт Пуленка (1949). Мне, например, с трудом верилось, что перед нами 16-летний дебютант: Абисал держался спокойно, уверенно и естественно, как опытный артист. Ничего из себя не изображал, нигде не пережимал, играл легко и, казалось, без особых усилий. Особо отмечу его туше: мягкое, обволакивающее. Игра его далека от модной сверхтехничной манеры, силовых «спецэффектов», зато в ней чувствовался изысканный французский стиль. А ведь как подумаешь, что этот мальчик впервые вышел играть на столь торжественном событии, в переполненном зале, в присутствии VIP-персон, под прицелом телекамер да к тому же вместе с таким отцом! Тут и зрелый солист мог бы растеряться. Но не он. Многие говорили в антракте, что этот пункт стал гвоздем программы.

Впрочем, после антракта публику ждали и другие «гвозди»: Скрипичный концерт Брамса в исполнении венгерского солиста Кристофа Барати и Первая (Классическая) симфония Сергея Прокофьева, которую Валерий Гергиев сыграл радостно, задорно, полетно, молодо. Ну, а концерт Брамса – как лакмусова бумага – высветил всё великолепие акустики зала. Как нежно, проникновенно, в тончайших нюансах звучала скрипка под пальцами Кристофа (он играет на инструменте работы Антонио Страдивари 1703 года). Слушать его (и не только концерт Брамса, но и сольный номер на бис – часть скрипичной сонаты Баха) было просто наслаждением.

«Это действительно замечательное событие, – поднявшись на сцену по завершении концерта, сказала Ольга Голодец. – Северная Осетия дала мировой культуре столько прекрасных имен: Валерия Гергиева, Тугана Сохиева, Махара Вазиева. И то, что здесь возрождается такой зал, – это абсолютное устремление в будущее. Постоянно думать о будущем есть великий подвиг. Спасибо Валерию Абисаловичу. Это огромный талант, умноженный на огромный труд. Зал филармонии Владикавказа, несомненно, подарит и России, и миру еще много талантливых людей».

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь