Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
 
Георгий ОСИПОВ
Морриконе в Кремле
Сюрпризы от отца и сына
 

10 ноября Эннио Морриконе исполнилось 88 лет. Тем самым он стал патриархом композиторского сообщества Италии, обойдя по прожитым годам самого Джузеппе Верди. «Comparaison n' est pas raison» («сравнение – не довод»), говорят французы, но тут, тем не менее, хотелось бы кое в чем поспорить и указать хотя бы на частичную уместность такого сравнения.

Век XIX, и никто с этим не спорит, был – во многом благодаря Верди и Вагнеру – веком Оперы, и популярные, подчас искажаемые до неузнаваемости их мелодии – в отсутствие грамзаписи и кинопленки – звучали из каждого... хотел сказать «утюга», но корректно поправлюсь: из каждой шарманки, музыкальной шкатулки, оркестриона и прочих, скажем так, источников звука.

Век ХХ стал веком Кино, и тоже не в последнюю очередь благодаря композиторам. Очень занятным был бы спор о том, стал бы Верди, доживи он до века кинематографа, писать для него музыку. Думаю, вряд ли: в опере все-таки композитор – бог, властитель, демиург, называйте как хотите, а в кино владычествуют прежде всего режиссер и оператор. Композитор здесь обычно является третьим среди равных – или не очень равных.

Случаются, конечно, и исключения. Кто помнит сейчас фильм с не совсем понятным для сегодняшних молодых людей имечком «В дни спартакиады»? Никто. Зато написанную для него песню Василия Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» знает почти каждый человек на планете Земля.

Но это, повторюсь, исключение. Обычно же, в отличие от позапрошлого века, когда на первом месте стояла фамилия оперного композитора, а на втором либреттиста (например, Верди – Пиаве, Верди – Бойто), в ХХ веке впереди – на лихом коне или съемочной вышке – неизменно режиссер. Например, Федерико Феллини – Нино Рота. Или, как в данном случае, Серджо Леоне — Эннио Морриконе. При этом, конечно, «всегда я рад заметить разность» между тем, как сочиняли великие оперные композиторы позапрошлого века, которые практически всё делали самостоятельно, и как – короли киномузыки века прошлого и нынешнего, на которых работал и работает целый цех аранжировщиков, звукооператоров и прочих безусловно необходимых персонажей.

Так что, как ни верти, в судьбах двух властителей музыкальных дум и чувств Италии (добавим осторожно – и всего мира) достаточно, как ни странно, общего. За исключением одного. У Верди своих доросших до совершеннолетия детей не было. У Эннио Морриконе их четверо, и очень символично, что именно старший, Андреа – композитор, виртуозный пианист и аранжировщик – является продолжателем дела отца и деда.

Именно он приехал на гастроли в столичный Государственный Кремлевский дворец нынешней осенью. Разумеется, программу составили произведения – выразимся так – семьи Морриконе. А вот оркестр, который выбрал Андреа Морриконе...

Верди, как известно, по приезде в любой город скупал максимально возможное для него количество шарманок, с разной степенью аутентичности исполнявших «мотивчики» из его опер. Боюсь, в сегодняшний век радио, телевидения, гаджетов, плееров и прочих хитрых приспособлений он оказался бы бессилен. Сегодня слышишь ту или иную мелодию в баре, в ресторане, даже в пошлейшем рекламном ролике, и только много-много времени спустя узнаёшь, что это – зачастую изувеченная до неузнаваемости ремесленниками от музыки мелодия Эннио Морриконе (хороший пример – прозвучавший в концерте и набивший порядочную оскомину саундтрек из фильма 1981 года «Профессионал»).

Иными словами, хорошенькая от природы и достойная всяческого преклонения Женщина низводится до уровня... скажем очень-очень мягко, легкомысленной мидинетки. Но стоит смыть с нее всевозможный необязательный макияж, одеть ее стильно и достойно, как она снова заблистает настоящей красотой. Именно это происходило, когда мелодии «Битлз» и прочие поп-шлягеры (в том числе и кино-) исполнял оркестр под управлением Евгения Фёдоровича Светланова. Или когда классическую оперетту исполняют оперные певцы мирового класса.

И – когда мелодии Эннио Морриконе исполняют капелла имени Юрлова и оркестр Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко. Морриконе-младший на пресс-конференции не скупился на комплименты в их адрес, и честно признаем, это не было обычной данью вежливости пылкого итальянца. «Созданье гения пред нами выходит с прежней красотой»? Во многом так. Но еще и с теми оттенками звука и смысла, о которых автор, возможно, и не догадывался.

Если соотносить программу концерта – два отделения по сорок минут – с общим объемом написанного Морриконе-старшим, то выйдут разве что малые крупицы. Причем хорошо известные – музыка из фильмов «Малена», «Однажды в Америке», «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», «Неприкасаемые», «Битва за Алжир», «Сакко и Ванцетти», «Хороший, плохой, злой», «Миссия» – с напоминающими о них видеороликами. Многие из этих фильмов были в советском и российском прокате. Но было и кое-что из относительно нового – как, например, сюита из сериала 2012 года «Воскресная женщина».

Морриконе-младший, включивший в программу и несколько собственных произведений, признался, что чуть изменил в нескольких сюитах оркестровку (в частности, добавив ударных) в русском – разумеется, в его собственном представлении – вкусе. А на вопрос об отношении к этим изменениям отца, то есть автора, маэстро Андреа скромно ответил: «Я ему об этом не докладываю!»

Можно было бы пожелать и исполнения музыки из фильмов, так или иначе связанных с Россией. Например, из давней и едва ли не первой экранизации «Мастера и Маргариты». Или – это было бы уже в высшей степени любопытно! – из легендарной «Красной палатки» (1969) Михаила Калатозова. Судьба этого фильма сложилась так – не будем вспоминать причин, – что советский и российский зритель знает ее с весьма запоминающейся музыкой другого композитора-патриарха, двумя годами старше Морриконе – Александра Зацепина. Было бы очень интересно сопоставить их вuдение одного и того же фильма...

Как известно, второй «Оскар» был присужден в нынешнем году Эннио Морриконе за музыку к фильму 2015 года «Омерзительная восьмерка». В нынешнем неутомимый маэстро успел написать музыку к фильму «Двое во Вселенной». Так к какому фильму напишет музыку Морриконе, когда ему исполнится сто лет?

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь