Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
 
Лидия ОРДЫНСКАЯ
«Теперь – сходитесь»
На сцене Александринки наградили лауреатов премии «Онегин»
 

В конце лета музыкальная общественность России была оповещена об учреждении новой национальной оперной премии «Онегин». Инициатива родилась в Петербурге (ее презентацию журнал «Музыкальная жизнь» освещал в №9, 2016), и, с учетом параллельно проходившего в Москве всероссийского фестиваля «Видеть музыку», где преобладали оперные постановки российских региональных театров, можно говорить о серьезном преодолении монополии «Золотой Маски» в сфере оценки достижений в этом жанре. Как не воскликнуть: «Больше премий, хороших и разных», перефразируя известную строчку Маяковского.

На Церемонии вручения наград лауреатам один из учредителей, президент Центра поддержки культурных инициатив «Культура рядом» Игорь Тарасов, объяснил, почему премия названа именно «Онегин»: «Эту оперу Чайковского знает, наверное, почти любой житель нашей страны. А приглашение баритона Сергея Лейферкуса, одного из лучших Онегиных, возглавить жюри лишь подкрепило это решение».

Экспертный совет под председательством дирижера Владимира Понькина, куда вошли известные музыкальные критики – Лариса Барыкина, Владимир Дудин и другие, – отсмотрел видеозаписи сорока спектаклей, премьера которых прошла с сентября 2015 по сентябрь 2016 года. В лонг-листе номинантов были представлены театры Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Казани, Красноярска, Ростова, Сыктывкара, Уфы, Чебоксар. Всего в конкурсном отборе Первой Национальной премии «Онегин» приняло участие двадцать два оперных и музыкальных театра России.

На стадии шорт-листа между собой соревновались солисты и постановки московских Новой Оперы, КМТ имени Покровского и Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, санкт-петербургских «Зазеркалья» и Михайловского театра, Ростовского музыкального театра, театров оперы и балета Астрахани, Екатеринбурга, Воронежа, Уфы. Пока присматриваются к новому начинанию наши флагманы, Большой и Мариинский, не выставившие кандидатур.

Приз Премии, представляющий собой бронзовую статуэтку Евгения Онегина, был выбран по итогам конкурса среди студентов Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица.

Жюри, куда наряду с деятелями театра Ларисой Гергиевой, Феликсом Коробовым, Александром Сибирцевым, Бадри Майсурадзе вошли также продюсеры Любовь Глазкова и Ирина Никитина и критики Ольга Русанова и Евгения Кривицкая, объявило свое решение на заключительном концерте в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Лауреатами премии в номинации «Дебют» стали Борис Степанов (Михайловский театр) за понимание стиля Моцарта и Диляра Идрисова (Башкирский театр оперы и балета), поразившая всех виртуозностью и европейским уровнем исполнения Генделя. В качестве спецприза она также получила статус «Артист Радио России», который будет действовать в течение трех лет.

В номинации «Мастер сцены» награды присуждены Игорю Горностаеву (Воронежский театр оперы и балета) и Алексею Татаринцеву (театр Новая Опера). Он же получил спецприз «Музыкальной жизни» – интервью, публикуемое ниже.

В номинации «Примадонна» жюри после жарких дебатов решило премии не присуждать. Возможно, в следующий раз скорректируется само название, поскольку слово «примадонна» ассоциируется у нас с категорией «звезды сцены» – это товар штучный, да и вряд ли первые леди оперных сцен станут участвовать в конкурсных соревнованиях. Лауреатом в номинации «Гость» стал Липарит Аветисян – за исполнение партий в операх «Кармен» и «Манон» в Екатеринбургском театре оперы и балета и в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Номинацию «Состав» выиграл спектакль «Любовь к трем апельсинам» в постановке Александра Тителя в том же Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Специальные призы жюри получили: Артем Гарнов (Новая Опера), Крымская государственная филармония и спектакль «Молодая гвардия» театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Премией в почетной номинации «Легенда» отмечен патриарх российской оперной сцены – легендарный Владимир Атлантов: ему вручал статуэтку его именитый младший коллега Владимир Галузин.

Были и внеконкурсные номинации: «Душой сцены» признана Ирина Кузьмина – руководитель миманса Михайловского театра, лучшим концертмейстером-коучем стала Ирина Соболева – концертмейстер Мариинского театра, Астраханский театр оперы и балета был отмечен в номинации «Театр», а «Событием»стал спектакль «Брундибар» Национального театра оперы и балета Республики Северная Осетия–Алания.

На церемонию награждения приехали представители многих театров страны, продемонстрировав профессиональную поддержку новому начинанию. Благодаря «Онегину» в фокус внимания попал ряд молодых интересных артистов, и понадеемся, что для них откроются новые творческие возможности.

 
Диляра Идрисова:
Любовь к барочной музыке у меня с детства

Ольга РУСАНОВА

– Диляра, я вас поздравляю: здорово, что вы признаны и профессиональным жюри, и журналистским сообществом. Скажем, наша радиостанция впервые в истории вручает такой приз. Это означает, что вы точно не будете выходить из информационного поля в течение трех лет – именно такой срок предполагает диплом «Артист Радио России». Почему мы – в данном случае я говорю не только как сотрудник радио, но и как член профессионального жюри – сделали такой выбор? Потому что потребность в барочном репертуаре большая, а реальных отечественных исполнителей у нас мало. И вы в этом смысле уникальны. Это тем более удивительно, что вы работаете не Москве, не в Петербурге, а в Уфе. Расскажите, как вы приняли решение участвовать в этой премии и каково ее значение для вашей карьеры?
– Во-первых, спасибо за вашу поддержку. Не ожидала такого внимания к себе. Что касается премии «Онегин», то всё произошло чуть ли не случайно. После показа оперы Генделя «Геракл» в Москве в рамках фестиваля «Видеть музыку» меня вызвал директор нашего театра и сказал, что к нему подошла группа экспертов и предложила выдвинуть мою кандидатуру. Совершенно неожиданно! Для меня это большая радость, особенно именно потому, что премию я получила нежданно-негаданно.

– Как вы пришли к барочному репертуару? У нас ведь это не в традиции – в России вообще и в Башкирии в частности?
– Любовь к барочной музыке у меня зародилась в детстве, потому что я начинала как пианистка, много играла Баха – по школьной программе, прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира». Потом поступила в Уфимскую Академию искусств на вокальное отделение, и мой педагог Миляуша Муртазина всегда поощряла интерес к Генделю, Вивальди. Я выбирала по одной арии для экзамена, а потом уже стала искать в Интернете всё новые и новые для себя ноты и никак не могла найти – не знала, что существуют огромные сайты, где они доступны. Потом уже, по окончании Академии, работала год в Челябинском оперном театре, где пела Людмилу в «Руслане и Людмиле»…



– То есть совсем другой репертуар?
– Да, тот репертуар, что там шел.

– Ну, Глинка в Челябинске – это естественно, там же театр носит его имя.
– Еще была Адель в «Летучей мыши» Штрауса. А потом я поступила в аспирантуру Московской консерватории, к Галине Писаренко. Там уже произошло серьезное прикосновение к барочной музыке. Как-то приехала Дебора Йорк, она давала мастер-класс, и я в нем участвовала. Меня заметила педагог Московской консерватории Екатерина Антоненко, рассказала обо мне своему брату пианисту Михаилу Антоненко, который работает с Юлией Лежневой. Он послушал мои записи, связался со мной, отправил материалы обо мне в агентство, которое занимается барочной музыкой – «Parnassus Arts Productions». Так началось наше сотрудничество.

– А опера «Геракл» в Уфе поставлена на вас?
– Не думаю…

– Ну как же? Гендель почти не идет даже в Москве, а если и идет – то в основном с участием иностранных певцов, а тут в Уфе такой сильный спектакль, да еще своими силами…
– Думаю, это вопрос больше не ко мне, а к нашему главному дирижеру Артему Макарову, хотя он, наверное, учитывал при постановке, что есть люди, которые любят эту музыку и хотят ее исполнять.

– Что у вас сейчас в работе – в Уфе и не только? Что в планах?
– В Уфе я пою «Геракла», а еще Оффенбаха – у нас идут две комические оперы «Муж за дверью» и «Званый вечер с итальянцами». Кроме того, недавно в ноябре в Лозанне я пела Аракса в опере Иоганна Хассе «Сирой» – это проект «Parnassus Arts Productions» – с Юлией Лежневой и Максом Эмануэлем Ценчичем (год назад мы исполняли ее в Концертном зале имени Чайковского в Москве). В декабре участвую в постановке оперы Перголези «Адриан в Сирии» в театре Ан-дер-Вин: пою партию Сабины вместе с известными контратенорами Франко Фаджоли и Юрием Миненко. В Мюнхене буду участвовать в исполнении «Рождественской оратории» Баха.

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь