Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №12, 2016
Дмитрий МОРОЗОВ
Истомленные квартирным вопросом
Российские театры в массе своей не слишком-то активно откликнулись на 110-летие со дня рождения Шостаковича. Одним из немногих исключений стал Самарский оперный, где в мае поставили «Леди Макбет Мценского уезда» (см. «Музыкальную жизнь», №9, 2016), а в конце ноября представили еще одну премьеру, во многих отношениях весьма необычную
 

Название на афише способно озадачить любого специалиста по Шостаковичу: «Тарам-парам, ни-на, ни-на, или квартирный вопрос их испортил». В списке сочинений Дмитрия Дмитриевича опуса с таким названием не числится. Правда, в первой его половине знаток справедливо усмотрит отсыл к оперетте «Москва, Черемушки», да и вторая, «булгаковская», часть названия в общем-то ориентирует в том же направлении. Почему тогда было бы не использовать оригинальное название? А потому, что перед нами – нечто иное, нежели просто инсценировка данной оперетты, хотя практически весь ее музыкальный материал в спектакль вошел. И вот тут-то пора, наконец, разъяснить, чем же так необычна эта премьера.

Ставить сегодня «Москву, Черемушки» – задача не слишком-то благодарная. Либретто Владимира Масса и Михаила Червинского (сюжет которого, если кто не помнит, составляют всякого рода перипетии, связанные с долгожданным вселением в свежепостроенные «хрущёбы» счастливых обладателей ордеров) вызывало справедливые нарекания уже в момент первых премьер, более полувека назад. В связи с предыдущим – столетним – юбилеем Шостаковича предпринимались постановки в Москве и Петербурге, но удачными их не назовешь. Требовался какой-то радикальный ход, и не в режиссерском только смысле – с переакцентировкой сюжета или переносом действия, тем более что это произведение слишком уж прочно «прописано» в конкретном времени и конкретных местах.

. . .
Полностью эту статью вы можете прочитать в журнале «Музыкальная жизнь» №12, 2016
Купить журнал >>>
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь