Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №12, 2016
Лариса БАРЫКИНА
Стремительный Россини
"Севильский цирюльник" отпраздновал 200-летие в Екатеринбурге
 

Спектакли Оперной студии Уральской консерватории уже не один год привлекают внимание любителей музыки. Конечно, в Екатеринбурге – признанном центре музыкального театра – есть один из самых заметных в России оперных коллективов, есть знаменитая Музкомедия, неустанно осваивающая новые территории. Екатеринбург называют и столицей российского современного танца, новые постановки известных на всю страну танц-компаний всегда попадают в центр внимания продвинутой публики. Но даже на этом плотном художественном поле премьеры консерваторцев не остаются незамеченными. Наверное, потому, что неизменно выходят за рамки чисто студенческих работ. Как правило, в каждой из них случается нечто интересное, они прекрасно дополняют общую картину музыкальной жизни Екатеринбурга.

Возглавляет студию режиссер Павел Коблик, неоднократный лауреат многих конкурсов, в том числе и Всероссийской премии СТД РФ имени Покровского. Среди поставленных им в консерватории спектаклей – как хрестоматийные оперные названия «Евгений Онегин» и «Свадьба Фигаро» (студия все-таки должна выполнять свое учебное предназначение!), так и оперные редкости, например, «Умница» Орфа, «Джанни Скикки» Пуччини, «Соловей» и «Мавра» Стравинского, «Медиум» и «Телефон» Менотти, «Дидона и Эней» Пёрселла. Особый случай – первая постановка оперы современного екатеринбургского композитора Евгения Кармазина «Белые ночи» по Достоевскому, получившая премию губернатора.

Очередная премьера Оперной студии – «Севильский цирюльник» – посвящена 200-летию первой постановки самой популярной оперы Россини. Как известно, молодой 24-летний композитор с чрезвычайной скоростью написал ее в 1816 году по заказу римского театра «Арджентина», взяв за основу одноименную пьесу Бомарше. Спектакль, как и полагается комической опере, вышел легким, импровизационным и очень веселым, взрывы смеха сопровождают его всю дорогу. Разумеется, поется он на языке оригинала. Благодаря участию совсем молодых артистов (в нем заняты студенты консерватории и три приглашенных солиста) в его атмосфере царит витальный, юношеский дух, то и дело проскальзывают абсолютно уместные тут милые приметы студенческого капустника, но грань вкуса ни разу не переходится.

Для хрестоматийных ситуаций оперы режиссером Кобликом придумано немало забавных идей и свежих деталей. Так в самой первой сцене уличные музыканты, участвующие в «концерте» Альмавивы, возникают… конечно же, из оркестровой ямы! А главный герой является зрителям в прямом смысле с неба, вернее с балкона, спускаясь по веревочному тросу вниз, в партер, и уже оттуда стремглав вскакивая на сцену. Вообще, стремительность – основная черта этого Фигаро (студент 5 курса УГК Антон Сергеев). Он быстро передвигается, молниеносно реагирует, мгновенно и полностью захватывает внимание зала. Во время его выходной каватины один из экранов, транслирующих подстрочный перевод для зрителей, начинает барахлить, ловкий цирюльник делает несколько движений – и порядок восстановлен. А герой-любовник Альмавива (солист Оперного театра Евгений Крюков) здесь – особа аристократическая, со статью и ленцой, и оживляется лишь под воздействием обстоятельств. И вот уже в известном терцете Фигаро, Розина и граф, предвкушая победный финал, «джазово» прищелкивают пальцами и танцуют практически в стиле Майкла Джексона. Забавны эпизоды с «разоблачениями»: в финале 1 акта граф (предстающий в облике разбушевавшегося «пьяного солдата») невозмутимо достает из-за пазухи трубку телефона и протягивает собирающемуся его арестовать офицеру, тот мгновенно вытягивается во фрунт. Второй раз телефон из внутреннего кармана пальто убеждает Розину (студентка 4 курса консерватории Александра Рейн), решившую было, что возлюбленный ее обманывает. Комичной выглядит и парочка слуг, ворчливая Берта (студентка 5 курса Юлия Сайфульмулюкова) и, особенно, доходяга Амброджо (студент 2 курса Александр Сергеев). В знаменитом финале первого акта, когда всех охватывает легкая форма сумасшествия, именно он в центре композиции, наяривая за «роялем», задает умопомрачительное accelerando. Кстати, опера ведь первоначально называлась «Альмавива, или Тщетная предосторожность», и вот этот самый казус с ключами и запертой Розиной – в спектакле отыгран очень точно.

Давно сотрудничающая с консерваторской студией художник Нина Рагозина в качестве сценографии придумала легкие и подвижные, ажурно-перфорированные белые конструкции, которые, меняя при помощи слуг просцениума свою конфигурацию, воссоздают облик то улицы, то внутреннего интерьера дома Бартоло с лестницей, балконом, креслами и роялем. Время происходящего в спектакле считывается как «тогда и сейчас»: есть детали эпохи, есть и современный крой, в целом – фантазийные театральные костюмы. Свою роль в спектакле играет и экран, во время увертюры на нем разворачивается история постановок «Севильского цирюльника» в фотографиях, в ходе действия он то замирает какой-либо картинкой, то вновь выполняет активную функцию.

Вероятно, главная проблема этой постановки – собственно музыка, прежде всего, вокал, в этом смысле до перфекционизма довольно далеко. Причем из трех приглашенных «взрослых» солистов по-настоящему примером для студентов можно считать только Олега Бударацкого в партии Дона Базилио. В то время как юные Антон Сергеев и Александра Рейн со своими задачами прекрасно справляются. Правда, главное в арсенале исполнителя титульной роли – не столько голос, сколько изумительная актерская подвижность и сценическое обаяние, стопроцентное попадание в образ. А у Рейн, наоборот, есть вокальная прочность и перспектива, но в игре не хватает разнообразия красок, кроме вертлявой кокетливости хотелось бы чего-нибудь еще. Понятно, что дирижер Сергей Царегородцев озабочен не столько проблемами россиниевского стиля, сколько общим увлекательным темпоритмом всего действа. И это ему удается, спектакль действительно несется на всех парах, ансамбли звучат в целом стройно, но кажется, что оркестр с несколько излишним звуковым напором выполняет главную задачу: маскирует не во всем проработанные детали, колоратуры и вокальные головоломки.

Последняя премьера Оперной студии имеет еще одну важную деталь. Впервые Уральская консерватория получила грант губернатора Свердловской области, большей частью которого и была профинансирована эта постановка. Система грантовой поддержки существует на Урале уже несколько лет, сумма в 50 миллионов рублей ежегодно распределяется на конкурсной основе между театрами и концертными организациями самого разного статуса. Но чтобы консерватории, учреждению федерального подчинения, можно было получить финансовую помощь от областного бюджета, пришлось воспользоваться услугами «Фонда поддержки и развития Уральской государственной консерватории имени М.П.Мусоргского». Созданный в 2013 году, фонд, по словам его председателя Леонида Бутинского, имеет главной целью привлекать и аккумулировать финансовые средства для организации и проведения концертов, для поддержки студентов, преподавателей и коллективов консерватории, в общем, самых различных проектов УГК. Собственно, главным проектом 2016 года и стал мини-фестиваль, посвященный Россини и 200-летию создания его оперы «Севильский цирюльник». В рамках этого проекта кроме самой постановки в УГК с мастер-классами побывали известные дирижеры: Николя Паске, профессор Веймарской Hochschule и главный дирижер Веймарского студенческого оркестра, и Феликс Коробов, главный дирижер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Николя Паске занимался со студентами-дирижерами, а также встал за пульт симфонического оркестра Уральской консерватории и выступил с концертом, в котором солировал ректор УГК, известный пианист Валерий Шкарупа. С вокалистами и с дирижерами занимался и Феликс Коробов. Кроме того, в августе 2016 года студенческий оркестр УГК под управлением его главного дирижера Антона Шабурова дал два концерта в Берлине на фестивале Yong Euro Classics.

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь