Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №4, 2017
Александр БАРАНОВ, Мария ФЕДОРОВА
"СИМФОСНЫ"
14 апреля в Москве в Театральной галерее Музея имени А.А.Бахрушина состоялось открытие персональной выставки заслуженной артистки России, музыканта, арфистки и художника Анны Макаровой
 

Идея синтеза искусств будоражит умы художников уже не одно столетие. Разного рода подобные идеи чаще всего реализовывались с преобладанием одного вида искусства над другим. Если за дело брался музыкант, то живопись или слово приобретали вторичное значение; если подобной идеей был одержим живописец, то музыка выступала в роли фона. Гармония в объединении искусств нарушалась под воздействием рук самого мастера. Однако творческая деятельность Анны Макаровой поистине представляет собой универсальную гармонию между разными видами искусства.

Уже само название выставки – «СимфоСны» – выступает своеобразным объединением незримого музыкального и визуального живописного. Для московской публики представлено около 30 полотен художницы. Диапазон жанров и форм, тематики и содержания картин необычайно широк. Часть из них возникла под впечатлением от посещений различных континентов нашей планеты. А причиной тому, в первую очередь, обширная гастрольная деятельность Макаровой в качестве солистки Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Этот ряд картин представлен такими яркими колоритными полотнами, как «Ришикешские женщины» (2015), «Озеро Кавагучико» (2016), «Гранд-Каньон» (2017), «Берег Ганга» и др. Игра в оркестре стала не только источником вдохновения, но также нашла отражение и в названии выставки. Более того, сама художница именует себя «человеком симфонического оркестра», да и название «Симфонические сны», по словам автора, родилось сразу.

Если одна часть работ отражает впечатления от путешествий и поездок, то другая часть прямо и непосредственно соприкасается с различными видами искусства. Например, под впечатлением от музыки Д.Шостаковича создана картина «Страхи» (2015), от музыки И.Стравинского «Бегущая» (2016); от синтеза литературы и музыки картины «Сон смешного человека» (2016), «Авантюрист» (2017). Перед зрителем встает и целая галерея портретов известных поэтов, художников, музыкантов: это и двойные портреты (Анна Ахматова и Фрида Кало), и «сольные» прочтения – И.Стравинский, П.Чайковский, причем можно только восхищаться тонкой интуицией Анны, ухватившей самую суть этих творческих натур: удлиненные пальцы рук Игоря Федоровича, словно щупальца спрута, источают подспудную угрозу и создают инфернальную ауру. Петр Ильич загадочен и элегантен: в фиолетовой маске и броши в виде карточной пики он манит и обольщает.

Основу выставки составляют восемь ключевых полотен – восемь снов. Как сказала сама художница: «Это конкретные повторяющиеся сны, которые приходили ко мне до тех пор, пока я их не сотворила». Сюжеты всех восьми картин Макаровой основаны на впечатлениях и вдохновениях от литературных и музыкальных произведений. Среди них сочинения М.Булгакова, Г.Гарсиа Маркеса, музыка А.Скрябина, А.Шнитке, и, конечно же, симфонические жанры – Симфония № 9 Л.Бетховена, «Фантастическая симфония» Г.Берлиоза. Одна из картин создана под воздействием звучания родного для Анны симфонического оркестра под управлением маэстро Юрия Темирканова.

Все представленные картины написаны маслом на холсте, а различные художественные техники, к которым обращается мастер, объединены приметами персонального стиля: волнообразные линии рук, контур корпуса виолончели, «танцующие» фигурки, сошедшие с картины Матисса. Анна словно ведет напряженный диалог со своими фантазиями, помещая знаки-символы в разные сюжетные контексты.

В каждой картине, как и в самой личности Анны Макаровой, прослеживается неразрывное единоначалие между музыкой и живописью. Художница призналась, что ей близко известное выражение Аристотеля: «Музыка есть живопись, и живопись есть музыка». Развивая эту мысль, Анна добавила: «Я – музыкант, и все вижу через призму арфы и симфонического оркестра. Я родилась с музыкой и кисточкой. Для меня это единое целое».

На открытии выставки состоялся концерт, в котором приняли участие известные музыканты – пианист Андрей Коробейников и скрипач Дмитрий Махтин, к которым присоединилась уже в качестве арфистки и героиня вечера, Анна Макарова. Среди гостей, аплодировавших в этот вечер талантливой артистке, была заслуженный деятель искусств России, художница Татьяна Сельвинская – мастер и профессиональный наставник Анны Макаровой.

 
     
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь