Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №4, 2017
Ирина СЕВАСТЬЯНОВА
Услышать КНДР
1 апреля в ММДМ подвели итоги II Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева
 

Фортепианных конкурсов в России и мире становится все больше и больше. Однако количество, как известно, совсем не равноценно качеству: недавно возникшие еще не прошли проверку временем, а старые погрязли в коррупции или потеряли доверие у профессионалов. Исключением можно считать Московский Международный конкурс пианистов Владимира Крайнева. С одной стороны, он проводится только во второй раз, с другой – это «реинкарнация» известного конкурса юных пианистов в Харькове.

Его московское возрождение весной 2015 года инициировали вдова музыканта – тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова и дирижер Владимир Спиваков. Обладателем Гран-при тогда стал Даниил Харитонов. Уже летом 16-летний пианист отправился на XV Международный конкурс имени П.И.Чайковского, где получил третью премию. Старт многих «птенцов гнезда Крайнева» получился удачным: лауреаты разных возрастов активно концертируют, играют с лучшими российскими оркестрами и одерживают победы в других пианистических состязаниях.

Во Втором конкурсе отразилось «эхо» харьковского периода. Среди членов жюри оказалось сразу три победителя тех лет: Игорь Четуев, Александр Мутузкин и Александр Романовский. Последний, кстати, и возглавил комиссию. Похоже, с поставленными задачами организаторы справились вполне успешно. Прозрачность судейской системы не вызывала никаких сомнений: видеозаписи конкурсантов и оценки судей сразу попадали в интернет. Интересно и то, что предварительные прослушивания юных пианистов проводились по всему миру. Для этого организаторы даже создали специальную выездную группу членов жюри. Из 122 музыкантов в полуфинал прошли 20: по 10 в старшей и младшей возрастных группах.

В финале оказались в основном пианисты из России и стран Азии. Острое внимание и членов жюри, и всех, кто следил за конкурсом, было приковано к участнику из КНДР: 12-летний Зан Хын Цой из Пхеньяна получил высшую премию своей возрастной группы с символичным названием «Открытие».

Конкурсный марафон с 27 по 31 марта в Камерном и Светлановском залах Московского международного Дома музыки с двумя полуфиналами и двумя финалами, проходивший завершился 1 апреля праздничным гала-концертом лауреатов. Официальная часть этого вечера не ограничилась только лишь раздачей заявленных наград: участники получили еще и бонусные подарки. От Владимира Спивакова – возможность играть в концертах с Национальным филармоническим оркестром России, от Александра Мутузкина и Александра Романовского – мастер-классы в США и Италии, от Рены Шерешевской (наставницы Люки Дебарга) – стипендию на годичное обучение в Нормальную школу им. Альфреда Корто в Париже, от фестиваля «Ars Longa» – выступления в Культурном центре ЗИЛ и еще ряд небольших презентов от спонсоров. В общем, никто из пианистов не ушел с пустыми руками. К тому же, премии на конкурсе Крайнева получили и преподаватели победителей.

Продолжительная официальная часть стала лишь вступлением к гала-концерту лауреатов. В первом отделении пианисты играли камерные сочинения, а во втором – концерты с оркестром.

Такума Онодера из Японии исполнил прелестную Сонату фа мажор (К 17, L 384) Скарлатти, в ней он показал отменное владение мелкой техникой. Броскую и с лубочным блеском версию пьесы «У Петрушки» из цикла «Три фрагмента из балета „Петрушка“» представил китайский пианист Тинхун Ляо.

Ученица ЦМШ Александра Довгань с необыкновенной свободой исполнила сложный Этюд соч. 52 № 3 Прокофьева, а закончила выступление малоизвестным Вальсом Локшина из цикла «Фортепианных пьес для детей». Миниатюра прозвучала у нее свежо и лирично. Наталья Хорохорова из Рязани продемонстрировала хорошее владение всем диапазоном инструмента: в сложной фактуре Каприччо Бабаджаняна юная пианистка сумела отразить восточную красоту музыки и уверенно держать достаточно подвижный темп.

Элегантную версию первой части 16-й Сонаты Бетховена представил австралиец Шуан Хён Ли. Пианист играл мягко, с выразительным piano и жизнеутверждающим настроением. Александр Ключко, учащийся Колледжа имени Ф.Шопена, для своего выступления на гала-концерте выбрал 13-й Этюд («Лестница дьявола») Лигети. И в этом не прогадал: в труднейшем произведении он чувствовал себя как рыба в воде. Искусно проводил длинные линии фраз, гибко маневрировал в частых сменах метра, ритмических рисунков и штрихов. Последнюю кульминационную диагональ этюда пианист завершил оглушительным кластером. Аккорд постепенно затухал, и на поверхности оказалась полная палитра его обертонового ряда, раскрылся весь спектр звуков. От сочинения остался мрачный дымный шлейф.

Трагический Этюд соч. 42 №5 Скрябина проникновенно исполнила еще одна ученица ЦМШ Елизавета Ключерёва. Завершил первое отделение Дмитрий Юдин с виртуозным Скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» Мендельсона–Рахманинова.

Второе отделение посвятили победителям: Зан Хын Цою и обладателю Гран-при Тимофею Владимирову. Музыканты исполнили концерты Бетховена и Шостаковича в сопровождении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова. Несмотря на поздний час, а второе отделение началось уже после 22:00, слушатели почти не расходились. Конечно же, все ждали выступления представителя Северной Кореи.

И Зан Хын Цой, судя по положительной реакции публики, многим понравился. 4-й Концерт Бетховена в его исполнении подкупал какой-то абсолютной искренностью и неподдельностью. Пианист раскрыл поэтичность и чувственность этой музыки, что особенно проявилось в медленной части Концерта: Цой задумчиво и бережно, как будто нес что-то хрупкое, вел мелодию; плотный оркестр, наоборот, намеренно вступал «внахлест» к фразам солиста, но прервать тонкую нить партии фортепиано, к счастью, не удавалось.

Тимофей Владимиров – конкурсант опытный и в крупном сочинении чувствовал себя уверенно. Да и выбор произведения – 2-й Концерт Шостаковича – можно назвать удачным: музыка созвучна возрасту и темпераменту исполнителя. Пианист в этом сочинении не стал излишне драматизировать или добавлять саркастических интонаций, а сыграл так, как и положено молодому человеку 16-ти лет: ярко, с озорством и отличным юмором. К тому же, Владимиров ничуть не уступал полнозвучному оркестру, напротив, в некоторых эпизодах даже задавал тон.

«Услышать будущее» – гласит слоган Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева. И пусть такого светлого музыкального «будущего» звучит как можно больше.

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь