Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Интервью
Музыкальная жизнь №5, 2017
Оксана ЛЕВКО: Уникальность Дома музыки – в его универсальности
 
Известный продюсер, аналитик, Оксана Левко представляет современную генерацию музыкальных менеджеров, соединяющих в себе фундаментальное профессиональное образование, личный творческий опыт и владение бизнес-технологиями, успешно приложимыми в сферу культуры.
Свое креативное мышление и кругозор Оксана Левко, доцент Московской консерватории, кандидат искусствоведения, руководитель Артистического центра компании Yamaha Music теперь реализует на посту заместителя генерального директора Московского международного Дома музыки – крупнейшего игрока на столичном концертном рынке

Евгения КРИВИЦКАЯ
 
 

– Вы не чужой человек Дому музыки: пять лет занимали пост продюсера международных культурных проектов, потом ушли в Yamaha. Расскажите, как все начиналось?
– Еще раз убеждаюсь в истинности утверждения Святого Иоанна Дамаскина о том, что «в мире бываемых нет ничего случайного». Волею судеб в сентябре 2000 года мне как заместителю Генерального директора Московской государственной академической филармонии довелось стать свидетелем торжественной закладки камня в фундамент здания будущего Дома музыки. А уже три года спустя я приняла предложение возглавить концертное управление Дома музыки, открывшего свой первый сезон. Меня привлекали уникальные возможности современного многофункционального театрально-концертного комплекса, данная мне свобода позволила воплощать самые смелые идеи.
Одним из значимых для меня проектов стал Фестиваль «Культурные столицы мира». Этот мультижанровый проект, познакомивший москвичей с различными гранями культуры европейских городов – Генуи, Гааги, Амстердама, Цюриха, Лозанны, мог быть воплощен только в художественном пространстве Дома музыки, объединив в одном событии академическую музыку, театр, джаз, перформанс. И, конечно, самым грандиозным проектом стала Биеннале современных исполнительских искусств (2007), представившая взыскательной московской публике самые яркие художественные тенденции. 18 проектов из Лондона, Амстердама, Штутгарта, Берлина, Генуи, Милана были объединены идеей – мультидисциплинарности и синтеза жанров.

– Вы посвятили себя музыкальному менеджменту. В чем заключается специфика этой области?
– Хотя музыкальный менеджмент как явление по организации музыкальной жизни, концертного дела существует издревле, с момента зарождения практики публичных концертов, в современный российский обиход понятие «музыкальный менеджмент» вошло сравнительно недавно – в начале 90-х. Именно в эти годы известный ученый, мой педагог и научный руководитель, профессор Московской консерватории Валентина Николаевна Холопова предложила мне создать новый авторский учебный курс по музыкальному менеджменту, который я читаю в консерватории вот уже более 25 лет.
Актуальность этой дисциплины трудно переоценить, особенно в сфере академического музыкального искусства. Сегодня, когда количество низкопробного, малопрофессионального культурного продукта, которым, к примеру, заполонен медийный рынок, беспрецедентно, когда рыночная стоимость часто подменяет художественную ценность, а значение произведения искусства, как правило, оценивается с точки зрения его потенциальной продажи, остро встает вопрос о «выживании мира» культурных ценностей. Ведь при подобной «тотальной коммерциализации культуры, – по мнению философа Феликса Лазарева, – вступает в действие “закон понижения”: высокие и более богатые в духовном отношении формы культуры постепенно вытесняются более простыми, примитивными, легко воспринимаемыми».
Понимая всю ответственность предложения возглавить концертное направление Московского международного Дома музыки, уникального концертного пространства, в котором сосуществуют практически все жанры искусства, я приняла его с радостью и творческим азартом. Для меня это возможность применить свои знания в области музыкального менеджмента и опыт собственной продюсерской деятельности.

– В Москве много концертных залов: два у филармонии, Московская консерватория, Барвиха, Крокус-сити... В чем индивидуальность Дома музыки?
– Прежде всего, ММДМ – это художественное пространство, объединяющее несколько залов разной жанровой направленности и вместимости. Светлановский зал, идентичный по вместимости с Большим залом консерватории и Концертным залом имени Чайковского, отличает исключительное жанровое разнообразие – от высоких образцов академического искусства до самых смелых экспериментов по смешению жанров с использованием световых и видеоинсталяций. Камерный зал, не уступая по акустическим параметрам Малому и Рахманиновскому залам Московской консерватории, выгодно отличается от них, во-первых, вместимостью (550 мест), во-вторых, наличием видео и звукового оборудования, открывающего наряду с академическими сольными и камерными жанрами возможности для воплощения самых современных кроссоверных идей. Наличие Театрального зала в едином комплексе с концертными площадками не имеет аналогов не только в Москве, но и России. Театральный зал, благодаря своим параметрам и современной оснащенности, позволяет реализовывать как собственно театральные и литературные постановки, так и балетные и танцевальные спектакли, джазовые проекты, перформансы.
Если сформулировать кратко, то можно сказать, что уникальность Дома музыки заключается в его универсальности. В нем можно осуществить практически любой по жанру и технической сложности проект. В то же время, любой человек может подобрать в репертуаре ММДМ концерт или спектакль на свой вкус.

– Знаю, что в этом сезоне ваших слушателей ожидает подарок – новый зал.
– Хотя строительные работы еще в самом разгаре, открытие нового зала обещает быть сенсацией. Не буду раскрывать всех секретов: главная особенность – возможность трансформации сценического пространства и зрительного зала в зависимости от поставленной художественной задачи.

– Как вы видите основные векторы развития Дома музыки?
– Этот год для Московского международного Дома музыки юбилейный. 21 декабря мы приглашаем всех в Светлановский зал на большой юбилейный концерт, которым мы отметим наше 15-летие. За эти годы были заложены основы репертуарной политики, создана профессиональная команда продюсеров, администраторов, технических специалистов. И, конечно, я чувствую огромную ответственность за порученное мне дело и считаю своим долгом сохранить лучшие традиции, заложенные со дня основания Дома музыки.
Главным приоритетом в репертуарной политике Дома музыки должно оставаться высокое академическое искусство. Верность высокой академической традиции – это основное кредо вдохновителя идеи создания Дома музыки и его бессменного художественного руководителя, выдающегося музыканта и мыслителя Владимира Теодоровича Спивакова. Именно эта область профессионального художественного творчества, которая определяется высокими нравственно-этическими идеалами, составляющими духовно-ценностную квинтэссенцию человеческой цивилизации, должна быть основным вектором развития.
Один из векторов развития мне видится в продвижении Дома музыки как современного концертного комплекса в международном концертном пространстве, его вхождение в европейские и мировые концертные сообщества, сотрудничество с лучшими международными концертными агентствами, престижными фестивалями. В нашей афише международные проекты занимают значительную часть, но, как правило, это не собственная, а копродукция с известными российскими продюсерскими и прокатными компаниями.
В современной культурной жизни фестиваль является одной из наиболее успешных (художественно и экономически) форм бытования концертной практики. Часто именно фестивали определяют лицо исполнительского коллектива, концертной организации, зала, в котором они проходят. За пятнадцатилетнюю историю Дома музыки на его сценах было реализовано огромное количество фестивальных проектов: фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», Рождественский фестиваль духовной музыки, Фестиваль Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова «Москва встречает друзей», фестиваль Игоря Бутмана «Триумф джаза» и многие другие.
Уверена, что профессионализм продюсерской команды Дома музыки открывает огромные возможности для создания новых имиджевых проектов, и в этом мне видится мощный ресурс для развития.
Что касается репертуарной политики, мне бы хотелось еще более разнообразить жанровую палитру, максимально используя уникальные возможности сценических площадок Дома музыки, сделав акцент на современных тенденциях в области исполнительских искусств – мультимедийности, жанровых микстов, кроссоверов.

– Вы длительное время работали в компании Yamaha. Пригодился ли этот опыт в вашей нынешней деятельности?
– На протяжении последних десяти лет я работала (и, кстати, до сих пор работаю) в компании Yamaha Music (Russia), являясь руководителем Артистического центра Yamaha. Для меня опыт работы в транснациональной корпорации незаменим. Прежде всего, компанию Yamaha Music отличают высокие стандарты во всем – в качестве продукции, в бизнес-отношениях, в менеджменте. Мой первый японский директор Тору Саруя учил меня, что добиться истинного успеха можно только следуя принципу «Perfect or nothing!» («Совершенство или ничего»). Это не просто бизнес – это философия.
Важной частью политики компании является поддержка музыкального искусства и образования. За годы работы в компании я приобрела огромные связи в артистическом мире. И это не только мировые звезды, носящие почетный титул «Артист Yamaha», но и начинающие музыканты, чья исполнительская карьера еще только начинается, те, кто в будущем составит славу отечественной исполнительской школы.
Мне хотелось бы познакомить московскую публику со «звездами Yamaha» разных поколений, сделать Дом музыки стартовой площадкой для высокого полета юных музыкантов. Среди ближайших планов – убедить японских коллег поддержать прекрасное начинание Дома музыки – еще молодой, но уже получивший международное признание Конкурс пианистов Владимира Крайнева.

– Чтобы вы пожелали коллегам-продюсерам, которые хотят работать с Домом музыки?
– Мы будем рады сотрудничать как с уже завоевавшими признание и авторитет продюсерскими компаниями, так и молодыми начинающими продюсерами. Главное – Дом музыки всегда открыт для ярких продюсерских инициатив.

 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь