Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №5, 2017
Мария БУХМАН
Что сезон грядущий нам готовит
Московский академический Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко объявил планы на предъюбилейный 99-й сезон
 

Он интересен уже тем, что свои позиции четко обозначили генеральный директор Антон Гетьман, в июле прошлого года принявший пост, и новый худрук балетной труппы Лоран Илер, приступивший к обязанностям в январе. Казалось бы, в преддверии своего 100-летия театр мог приберечь силы для празднования векового юбилея, но нет, масштаб и обилие премьер, концертных программ, специальных и гостевых проектов впечатляют своим размахом даже на фоне насыщенной московской жизни.

Главной интригой оперного сезона можно назвать любую из трех премьер – зависит от того, со стороны какого зрительского лагеря смотреть. Приверженцев главного режиссера театра ждет «Енуфа» Яначека, давно значащаяся в планах Александра Тителя. После полувековой паузы эта ключевая для ХХ века опера возвращается на московскую сцену, вместе с Александром Борисовичем спектакль будет делать художник Владимир Арефьев, за дирижерский пульт встанет Евгений Бражник. Премьера намечена на 28 февраля 2018 года. До этого Титель вернет в репертуар оперу Прокофьева «Обручение в монастыре» (7 октября 2017), музыкальным руководителем возобновления будет Александр Лазарев, который в этом сезоне блестяще дирижировал другим прокофьевским опусом – оперой «Любовь к трем апельсинам».

В двух других премьерах театр делает ставку на драматических режиссеров и ставит по-крупному. «Макбет» Верди будет первой полнометражной работой в опере Камы Гинкаса (в 1995 году он поставил в немецком Локуме «Н.Ф.Б» Кобекина). С Шекспиром этот режиссер пересекается не слишком часто, в 1997 он ставил «Макбет» в Хельсинки (спектакль, памятный многим), а спустя 20 лет берется за прочтение музыкальной версии трагедии. Над спектаклем Гинкас будет работать вместе со своим постоянным партнером, сценографом Сергеем Бархиным, музыкальной частью руководит главный дирижер театра Феликс Коробов. «Макбет» Верди появится в афише в конце июня 2018 года.

Но, пожалуй, главной сенсацией сезона стало приглашение на постановку Константина Богомолова: 17 мая он дебютирует в оперном театре ораторией Генделя «Триумф времени и бесчувствия» («Il Trionfo del Tempo e del Disinganno» – проектом, задуманным несколько лет назад. В отличие от оперы Верди, это спектакль гостевой; солисты будут отобраны по кастингу, а дирижер Филипп Чижевский ангажирован вместе со своим оркестром и хором Questa Musica. Сообщение о приходе в театр Богомолова вызвало бурные дискуссии: одни связывают с ним надежды на прорыв в новую театральную реальность, другие заранее оплакивают оскверненный шедевр Генделя.

Полны сюрпризов и балетные планы театра. Репертуарная стратегия, предложенная Лораном Илером, вызвала острую полемику. Он видит путь развития труппы как активное освоение европейской хореографии ХХ века во всем ее разнообразии, что принесет двойную пользу: овладение разными техниками и стилями танца даст возможность профессионального роста танцовщикам, а публика сможет познакомиться с целым корпусом хореографичеких работ, до сих пор ей не знакомых. Так, к трем одноактным балетам («Сюита в белом» Лифаря, «Вторая деталь» Форсайта и «Маленькая смерть» Килиана), которые мы увидим в завершении сезона 2016-2017, уже 25 ноября добавятся еще четыре: «Серенада» Баланчина, «Ореол» Тейлора, «Онис» Гарнье и «Тюль» Экмана. Абсолютно разные с точки зрения своей эстетики и хореографии, они вводят в наш культурный спектр несколько ключевых направлений танца ХХ века. А главное, в репертуаре театра впервые появится балет Баланчина, и решение начать с «Серенады» понятно и оправданно. В освоении неповторимого языка великого американского хореографа театр Станиславского будет дистанционно соперничать с труппой Большого театра, где этот спектакль шел несколько сезонов. Все остальные одноактовки появятся на российской сцене впервые.

На фоне стахановского движения по освоению европейского хореографического наследия очень важным кажется возвращение в репертуар одноактного балета Дмитрия Брянцева «Призрачный бал». Как говорит господин Илер, решение это после вечера памяти хореографа было принято единогласно к радости и артистов, и зрителей. В тот же вечер (5 апреля 2018) в репертуаре появятся еще два одноактных спектакля, две российские премьеры – «Одинокий Джордж», балет Марко Гёке на музыку Шостаковича и «Минус 16» в хореографии Охада Наарина. Тем, кому такое интенсивное включение в афишу одноактовок кажется чрезмерным, господин Илер отвечает, что тем самым театр «дает ключ от новой Вселенной, которую зритель может открыть для себя. Публика не может не соблазниться этим предложением. Некоторые спектакли, которые мы предложим зрителям в следующем сезоне, уже стали классикой, остальные станут классикой завтра». Кроме того, он подчеркивает, что работа с современной хореографией должна помогать труппе сохранить и ее старое классическое наследие.

Два проекта связаны непосредственно с Парижской национальной оперой, альма-матер Лорана Илера. На смену балету «Дон Кихот» в редакции Чичинадзе, более 35 лет с успехом соперничающему с классической московской постановкой Петипа – Горского, придет парижский вариант Рудольфа Нуреева. Легендарная версия популярного балета в России тоже появится впервые. Кто и как будет справляться с виртуозной хореографией, узнаем в начале июля 2018 года, но можно надеяться, что этот спектакль появляется в репертуаре именно потому, что новый худрук увидел в труппе, в первую очередь ее мужской части, большой потенциал. Важным событием должен стать и вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа (23, 24 апреля).

Помимо артистов театра и учащихся Московской академии хореографии в нем примет участие Балетная школа Парижской национальной оперы. Как неоднократно замечали СМИ, Лоран Илер – второй после Петипа француз, возглавляющий российский театр, что делает это событие еще более символичным.

Грядущий сезон будет насыщен специальными событиями. Осенью на сцене театра пройдет фестиваль Dance Inversion. В ноябре театр принимает V фестиваль «Context. Diana Vishneva», где главным событием станет гала-вечер с мировой премьерой постановки испанского хореографа Гойо Монтеро, созданной специально для этого события. В конце февраля любителей современного танца ждет продолжение проекта «Точка пересечения», а в мае – гастроли труппы «Rosas» Анны Терезы Де Кеерсмакер.

Новая страница в истории театра – сотрудничество с фестивалем «Опера априори». Первый концерт пройдет при участии Натальи Мурадымовой и Надежды Кучер; вторая программа – из области фантастики: вслед за такими звездами, как Андреас Шолль, Рене Папе и Франко Фаджоли, в Россию в апреле приезжает Томас Хэмпсон с неожиданной программой «The American Spirit», где помимо песен Манчини, Берлина и Гершвина прозвучит российская премьера «Писем от Линкольна» Майкла Догерти.

На этом фоне собственный концертно-симфонический цикл театра может и выглядит скромнее, но заслуживает пристального внимания, потому что берет в фокус выступления солистов, чья международная карьера все реже позволяет нам слышать их в домашних спектаклях. Первый вечер будет бенефисом Дмитрия Ульянова, второй – Ксении Дудниковой. Амбизицозные симфонические планы заявлены и главным дирижером театра Феликсом Коробовым. Помимо Первой симфонии Шостаковича и симфонической поэмы «Из Италии» Рихарда Штрауса в программе значатся все пять фортепианных концертов Бетховена (солист – Петр Лаул).

Получат продолжение и циклы камерно-инструментальной музыки в Музыкальной гостиной: «Столицы музыкальных империй» Феликса Коробова, «Красота, которая поддерживает мою жизнь» органистки Анастасии Черток, «Барокко. Открытия и шедевры» дирижера Марии Максимчук, а также эксклюзивный проект театра «Концертный зал имени Моцарта», который будет знакомить публику с оригинальными программами из музыки ХХ века.

Еще одним сюрпризом для всех стал эксклюзивный проект театра и фестиваля в Экс-ан-Провансе «Опера на экране». Осенью на Малой сцене театра начнутся бесплатные видеопоказы оперных спектаклей легендарного фестиваля: в планах шесть названий, от «Электры», последней постановки Патриса Шеро, до «Кармен» – самой свежей постановки Дмитрия Чернякова.

 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь