Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №5, 2017
Карина АБРАМЯН: Надо создать живую активную структуру в реалиях современного мира
 
– Вы выбраны Генеральным директором Союза композиторов РФ. Каковы ваши полномочия и ваши первые шаги на этом посту?
– В первую очередь на внеочередном съезде Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» была принята новая редакция Устава. Принятый в 1990 году Устав, по которому существовал Союз, не соответствовал актуальным юридическим нормам. Полномочия Генерального директора прописаны в Уставе, это стандартные функции менеджера.
Помните фразу из кинофильма «Золушка»: «Я не волшебник, я только учусь»? Правда, у меня за плечами 13 лет работы на «Мелодии». И хотя говорят, что дважды в одну реку не входят, ситуация нынешнего Союза очень похожа на ту, что была 13 лет назад на «Мелодии», когда пациент скорее жив, чем мертв, но дыхание еле ощутимо.
 

Итак, сегодня Союз композиторов должен объединять в себе функции творческого союза, организации по защите авторских прав (сотрудничество с организациями по защите авторских прав) и культурного фонда, осуществляющего различные проекты.

– Есть ли перспективный план действий, чтобы выполнить намеченную цель – возрождение СК России?
– Необходима цифровая база, объединяющая нотную библиотеку, аудиофонд, правовые документы, которая позволит отделениям Союза композиторов в разных городах эффективно обмениваться информацией. Мы планируем создать интернет-портал Союза композиторов, включающий сайт с информацией о деятельности Союза, его членах, концертах, а также цифровую библиотеку, блоги и т.д., такой формат необходим как для продвижения и популяризации деятельности организации, так и для обмена информацией, укрепления связей между региональными отделениями Союза.
«Непоставленная опера не имеет никакого смысла», – писал П.И.Чайковский. Главная цель существования Союза композиторов – в максимальном распространении современной музыки, в создании возможности для ее публичного исполнения, записи, открытого обсуждения как коллегами, так и заинтересованной частью публики. Пожалуй, это основная наша задача, наряду с организацией регулярных фестивалей, конкурсов современной академической музыки в ее различных направлениях (симфоническая, театральная, хоровая, камерная, электронная, альтернативная).

– Вы считаете, что структура, рожденная в тоталитарном государстве, каким был СССР, требуется и в наше время? Либо это будет Союз композиторов, где сменится исходная суть концепции?
– В идеале Союз композиторов, как и другие творческие объединения СССР, создавался для поддержки деятелей творческих профессий, создания комфортных условий для работы, товарищеской взаимопомощи коллег, возможностей для публикации и исполнения, получения общественного признания и (не в последнюю очередь) материального обеспечения композиторов. Де-факто все творческие союзы находились под жестким контролем государства, которое уделяло повышенное внимание идеологической доктрине, соответствию художественных произведений принципам «социалистического реализма». Тогда говорить о творческой свободе было практически невозможно, при этом вне официальных государственных «союзов» творец практически не имел доступа к публикации, исполнению, лишался возможности творческих заказов (в иные годы вслед за исключением из Союза мог последовать арест, поражение в правах или иная репрессивная мера).
С другой стороны, за долгие годы была выстроена крепкая организационная структура, прочная связь с музыкальными коллективами и филармониями, проводились регулярные секции, смотры и фестивали, творческие дискуссии. Композиторы чувствовали себя востребованными обществом, причастными к мощной традиции отечественного искусства.
В настоящее время ситуация изменилась кардинально. Никакой идеологической надстройки (во всяком случае, в академической музыке) не существует. Но нет и системы госзаказов, на которой было основано существование творческих союзов (и их участников) в СССР. Композиторы, не имеющие достаточной известности, «выходов» на музыкантов-исполнителей, музыкальные коллективы или руководителей концертных организаций, могут рассчитывать только на свои силы. Но за свой счет издать музыку, оплатить репетиции и концертное исполнение, запись (особенно симфонической, хоровой музыки) может позволить себе далеко не каждый. Наиболее острое положение для композиторов создается в регионах, далеких от столичных и культурных центров – им остается «покорять Москву» либо прозябать в неизвестности.
Вынужденная борьба за выживание, ситуация по принципу «каждый за себя», в которой поневоле оказались и люди творческих профессий в современной России, существенно ослабляет (если не сводит на нет) существовавшие десятилетиями творческие связи, искреннюю заинтересованность работой старших и младших коллег. Преемственность традиций еще никто не отменял.
Мы не пытаемся реанимировать Союз композиторов эпохи СССР. Это даже звучит странно. Надо создать живую активную структуру в реалиях современного мира.

– У Союза композиторов РФ серьезный многомиллионный долг. Как он будет закрыт, и как вы планируете управлять недвижимым имуществом СК: Дома творчества, помещения в центре Москвы. Они все требуют вложений…
– В марте Союз оказался на грани банкротства (7 миллионов – долг только перед налоговыми органами). У организации был заблокирован счет. Выйти из кризиса в тот момент помог Российский музыкальный союз (РМС). В настоящее время мы получили отчет аудиторов. Проблем более чем достаточно. Надо детально обсуждать каждый объект. Одно можем гарантировать точно, что все члены Союза, которые вовремя подали заявки на отдых в Рузе и Сортавале, смогут провести отпуск в родных для сердца местах.

 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь