Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №5, 2017
Александр ЧАЙКОВСКИЙ: Когда собирается группа нищих, она не становится богаче
 
 

– Александр Владимирович, расскажите о новой структуре Союза композиторов РФ.
– Секретариат расформирован, и теперь вместо него будет действовать Совет композиторов. Его решения обязательны к исполнению Правлением, куда вошли не только композиторы, но и менеджеры, юристы.

– Как же получилось, что процветавший раньше Союз композиторов оказался в таком упадке, в том числе и финансовом?
– После 1991 года, когда распался вместе со страной и Союз композиторов СССР, я не участвовал в работе российского СК до 2011 года. На мой личный взгляд, главная проблема – Союз лишили государственного финансирования: он жил на отчисления от всех исполнений русской музыки, а это выходило 12–16 миллионов рублей в год.

Общий баланс бюджета Союза композиторов ССР составлял примерно 20 миллионов в год, включая деятельность наших издательств, Производственного комбината, который осуществлял переписку нотного материала, выпускал музыкальные инструменты, доходы от Домов творчества. Когда закон об отчислениях отменили, наступила гибель.
Еще причина нынешней ситуации – в обособленности Москвы, Санкт-Петербурга от Российского союза композиторов. Возможно, тактически такой шаг казался правильным, но, как показала жизнь, стратегически это оказалось большой ошибкой. Трудно стало всем. Когда собирается группа нищих, она не становится богаче.
Начались махинации с продажей имущества СК СССР, многое было разворовано при бывшем директоре Музфонда Анатолии Клигермане.

– Вы привели такие точные и подробные цифры…
– На заседаниях Секретариата Союза композиторов СССР доклады о финансах всегда были подробные, деятельность Музфонда была открыта и подотчетна. Потом информация стала все более непрозрачной, мы питались слухами. Союз композиторов России превратился в какой-то тайный орден. Я снимаю шляпу перед покойным Владиславом Казениным (председатель СК РФ в 1990–2014 годах – Прим. ред.), который пытался оживить Союз. Он много ездил по стране, инициировал создание новых отделений в регионах, а с другой стороны имущество утекало как песок сквозь пальцы. И в один прекрасный момент оказалось, что пляжа нет, и мы сидим в болоте. Не знаю, будут ли оргвыводы, судебные процессы, но факт тот, что разбазарили шесть миллиардов имущества.

– Как вы считаете, нужен ли новой России Союз композиторов?
– Я жил без Союза композиторов с 1991 года. Но я учился у Тихона Николаевича Хренникова, Карена Суреновича Хачатуряна, создававших эту организацию, и мне бы не хотелось, чтобы говорили, что мы не смогли удержать наше наследие. Думаю, что Союз композиторов может быть полезен для поднятия авторитета нашей профессии, да и вообще статуса музыканта в стране. Мнение СК СССР раньше было очень весомым, всегда учитывалось при обсуждении разных вопросов культурной политики. Молодые композиторы по-прежнему стремятся вступить в Союз композиторов, думаю, им важна профессиональная поддержка, советы, возможность исполнения в Доме композиторов, на «Московской осени». Ведь если не будет Союза, то все равно возникнут какие-то объединения. Вот, к примеру, сейчас в Электротеатре в Москве сложился свой круг композиторов. Да и наша кафедра композиции в Московской консерватории – своего рода локальный «союз композиторов». Так что попробовать возродить деятельность российского Союза композиторов стоит, пусть он будет уже не такой, как прежде. А там – время покажет и рассудит нас.
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь