Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Интервью
Музыкальная жизнь №6, 2017
Михаил БРЫЗГАЛОВ: «Интермузей-2017» сделал акцент на молодежь
 
В последние дни весны Манеж бурлил: за 4 дня фестиваль «Интермузей» посетило около 42 тысяч человек, представили свои проекты свыше 300 музеев. Об итогах и перспективах фестиваля размышляет генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки, заместитель Председателя Оргкомитета «Интермузея-2017» Михаил Аркадьевич БРЫЗГАЛОВ

Евгения КРИВИЦКАЯ
 
 

– Прежде всего, поздравляю вас с успешным завершением грандиозной программы фестиваля. Состоялось много событий, у вас были очень статусные участники, спикеры – охвачено действительно все музейное сообщество, проявило внимание государство. А обычным посетителям было просто интересно увидеть, каков имидж музея нашего времени. Фестиваль прошел в 19-й раз – какие новые нюансы обрела его стратегия?
– Нововведений было много, попробую суммировать их. Впервые вынесены мероприятия деловой программы фестиваля – панельные дискуссии, экспертные встречи, круглые столы – на внешние площадки. Старались, чтобы все было в пешей доступности, и – спасибо коллегам-руководителям музеев – были предоставлены площадки Музеев Московского Кремля, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева и Государственного геологического музея имени В.И.Вернадского. Количество мероприятий возросло с прошлого года со 150 до 350.

– В чем заключалась деловая программа?
– На протяжении года музеи консультируются с Министерством культуры РФ: как правильно провести реставрацию, передать предмет, как продавать билеты и т.п. Вопросы и запросы от музеев вот уже несколько лет являются основой при формировании деловой программы. Ответы на них и становятся темами для встреч и дискуссий. То есть Оргкомитет исходит из потребностей самих музейщиков.
В этом году был проведен второй съезд главных хранителей. Это было очень актуально, в том числе и потому, что с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в законодательстве, в части музейного фонда, и об этом необходимо было поговорить с теми, кто отвечает за его сохранность в музеях. Целый день проходил съезд, и главные хранители смогли получить ответы на вопросы и индивидуальные консультации представителей Министерства культуры РФ, непосредственно из первых уст.
Особо хочется сказать о состоявшемся заседании круглого стола «Музеи-храмы: вчера, сегодня, завтра» о взаимоотношениях между учреждениями культуры и Русской православной церкви (РПЦ). Вынесение этой темы было поддержано министром культуры Владимиром Мединским, лично принявшим участие в дискуссии. Сторону РПЦ представлял Епископ Егорьевский Тихон. Импульсом к диалогу послужило всенародное обсуждение судьбы Исаакиевского собора. Участники круглого стола подчеркнули, что очень важно не дистанцироваться от того, что волнует общество сегодня. Это стало одним из прорывных событий в рамках «Интермузея».

– А чем закончилось обсуждение?
– Не было задачи в течение часовой или полуторачасовой дискуссии принять решение. Диалог состоялся, стороны высказались. Главное, что решили возобновить деятельность рабочей группы по вопросам передачи таких объектов, куда вошли представители Министерства культуры РФ и РПЦ. Ее возглавили директор Государственного исторического музея Алексей Константинович Левыкин и Протоиерей Леонид Калинин. Процесс пошел.

– Последний день программы был посвящен образованию. Меня лично заинтересовала тема «Игровые дебаты. Молодежная полемика “МУЗЕЙ 2030”»…
– Да, на «Интермузее» впервые был проведен День образования. На предыдущих фестивалях об этом говорили, но сегодня вопрос кадрового потенциала особо остро стоит перед любым учреждением культуры. В музейной сфере – большой дефицит кадров. Пример. Исторически сложилось, что сотрудниками ВМОМК были в основном музыковеды – выпускники Московской консерватории, РАМ имени Гнесиных и других музыкальных вузов. К сожалению, сегодня музыковедческих знаний явно недостаточно для музейщика. Мы просим наших специалистов в области музыкознания активнее внедряться в музееведение. Есть же ряд прикладных факультативов – музыкальная журналистика, редакторское дело, музейное и архивное дело... Тогда выпускник может работать и в РГАЛИ, и в музее по приобретенной специальности.
В День образования на «Интермузее» состоялась панельная дискуссия, в которой приняли участие представители кафедр вузов России, где преподается музейное дело. Они впервые собрались за одним круглым столом с директорами ведущих российских музеев, чтобы обсудить сегодняшнее состояние дел в вопросах подготовки музейных специалистов. Одна эта встреча, конечно, не решит всех вопросов, но опять-таки дан важный импульс к развитию диалога. Участники договорились о том, что необходимо создать объединенный научно-методический совет по вопросам образования в музейном деле, в котором будут участвовать и преподаватели, занимающиеся обучением студентов, и руководители музеев – практики. Такое постоянное взаимодействие обязательно даст свои результаты.

– Вы ведь недавно сами возглавили одну из таких кафедр?
– Действительно, с февраля этого года по приглашению ректора МГИК Ивана Лобанова и по согласованию с министром культуры РФ Владимиром Мединским я возглавил вновь созданную кафедру музейного дела и охраны культурного наследия Московского государственного института культуры. Собственно, кафедра МГИК и инициировала эту встречу, поскольку с недавнего времени является Федеральным методическим центром в области музейного дела. Глубоко убежден, что вуз – для музея, а не наоборот. Тема прошедшего «Интермузея» – «музей будущего», в этом году акцент был сделан на молодежь, ибо только она может нам рассказать – как она его видит. Им и потом отвечать на вопрос, насколько верно мы, взрослые люди, в 2017 году сумели определить вектор музейного развития.

– С удовольствием поздравляю вас с присуждением премии за выставку «Звук и Вселенная», признанную как лучший проект в области информационных технологий фестиваля «Интермузей». Я думаю, что это еще и один из лучших детских проектов. На «Интермузее» ведь была и детская часть?
– Действительно, программа для детей была широко представлена. Музеями были приготовлены различные мастер-классы и квесты: к примеру, можно было попробовать сделать пластилиновые рельефы на стекле, написать автопортрет на мастер-классе «Арт-проделки», подготовить мультимедийную инсталляцию или поучаствовать в мастер-классе по созданию открытки «Учимся у Шерлока Холмса»… На мероприятиях побывало множество детей, которые были в восторге. Об этом, в том числе, свидетельствуют и отзывы в соцсетях. Работал музейный магазин, где во время фестиваля музеи продавали свою сувенирную продукцию, издания. Состоялись презентации новых книг, в том числе – уникальной энциклопедии о музыкальных музеях России.

– Вы фигурировали в «Интермузее» в разных ролях. Одна из них – президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров. Вы довольны тем, как показала себя Ассоциация?
– На мой взгляд, если человек доволен, значит, ему надо бросить заниматься своим делом. Неудовлетворенность – это стимул движения вперед. Ассоциация музыкальных музеев и коллекционеров – союз очень разных коллективов. Вижу своей задачей – увлечь людей идеей объединения, показать реальную пользу от того, что мы – все вместе. Как правило, музеи живут в условиях конкуренции, небольшим тяжело функционировать в таких условиях – не всем удается выжить на качественном уровне, поэтому они охотнее откликнулись на предложение создать такую ассоциацию. Крупные музеи сложнее увлечь, но понимание необходимости совместного существования постепенно пришло ко всем. Ассоциация не быстро, но расширяется, ежегодно у нас появляются новые члены. Задач много. Одна из важнейших – создать условия, когда общение и контакты происходят на горизонтальном уровне, без вмешательства «сверху». Все музеи теперь хорошо друг друга знают, многие коллеги уже общаются, в том числе, и неформально, научились взаимодействовать. Замечательный Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка» вместе с Алуштинским музеем С.Н.Сергеева-Ценского сегодня делают совместные выставочные проекты.
В прошлом году посетил Шаляпинский фестиваль в Кисловодске, инициатором проведения которого выступает музей «Дача Шаляпина». С выставками из других музеев им везет меньше – это обычно дорогостоящие проекты. Появилась задумка привезти к ним в рамках Ассоциации что-то из фондов ВМОМК, что было озвучено на закрытии фестиваля. Сейчас можно говорить о том, что эта задумка осуществилась: 21 июня, вместе с открытием очередного фестиваля в кисловодском музее «Дача Шаляпина» стартовала выставка «И грянул гром Шаляпина–Бориса…», на ней представлен костюм, в котором певец выступал в партии Бориса Годунова, а также материалы, связанные с его работой над этой ролью. Выставка продлится до августа, и все желающие смогут ее посетить. Это пример настоящего музейного содружества.
У наших музыкальных музеев появились не только амбиции, но и возможности их реализации. Если раньше многие музеи были представлены на «Интермузее» на объединенном стенде Ассоциации, то в этот раз Музей П.И.Чайковского в Клину, Музей имени А.Н.Скрябина, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства имели свои отдельные стенды.

– А как решается, кто достоин участвовать в «Интермузее»?
– Музеи создают собственные проекты, которые проходят обязательный отбор жюри. В этом году было получено свыше 500 заявок. Нет музея, который бы в настоящее время не знал об «Интермузее». Это, если хотите, ВДНХ музейного дела, самый важный форум, там можно узнать все новости и посмотреть самые выдающиеся достижения, а также увидеть свое место в этом пространстве.
Жюри под председательством директора Государственного исторического музея Алексея Левыкина с февраля вело работу над отбором проектов. Заслуженное право представить свои стенды получили около 200 музеев. Многие годы участие в фестивале «Интермузей» было платным. В соответствии с указанием Владимира Мединского, музеи получили право бесплатного участия в фестивале и пользуются им на протяжении уже нескольких лет. Все основные расходы берет на себя Министерство культуры РФ. Фестиваль становится все более престижным – в этом году в его мероприятиях принимали участие представители более чем 25 стран. Наши зарубежные партнеры выступили в качестве спикеров, экспертов, участников. В ходе фестиваля был подписан ряд международных соглашений между Министерством культуры РФ и министерствами культуры стран-участниц. Фестиваль развивается! Хотел бы выразить уверенность, что юбилейный XX «Интермузей» будет грандиозным.

 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь