Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Интервью
Музыкальная жизнь №10, 2017
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: Моя цель, чтобы "Музыка Земли" стала известна во всем мире
 
 
С 1 по 4 ноября пройдет заключительный этап III Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли». Отборочные концерты состоятся в Прокофьевском зале Центрального музея музыкальной культуры, а заключительный Гала-концерт – в Концертном зале имени П.И.Чайковского, по традиции в День народного единства. Билеты на все мероприятия – бесплатные, надо лишь зарегистрироваться на официальном сайте фестиваля https://muzikazemli.ru

Евгения КРИВИЦКАЯ
 

– Борис, ваш проект развивается, я вижу много новаций в этом году, в частности – в составе жюри и участниках гала-концерта. «Музыка Земли» постепенно обретает международный статус?
– Да, это моя изначальная цель, чтобы наш конкурс-фестиваль стал известен во всем мире. Поэтому я позвал в жюри тех менеджеров, у которых есть возможности продвижения наших лауреатов за рубежом. Например, Рене Мартен, один из самых крупных организаторов фестивалей по всему миру, основатель бренда «Безумные дни». Он очень любит этническую музыку. Масахидэ Кажимото всегда открыт нетрадиционным для классического искусства концертным идеям. Надеюсь, что наши участники им понравятся и получат приглашения в их проекты.

– Это же не скрипачи, не пианисты: импресарио готовы работать с фольклорным направлением?
– У Рене Мартена в его «Безумных днях» всегда присутствуют ансамбли этнической музыки. Многие хорошие коллективы я услышал именно у него, например, японских барабанщиков, которые теперь приедут к нам на гала-концерт.

– Фестиваль обрастает новыми партнерами. С вами теперь – «Радио России».
– У «Музыки Земли» специальный проект с «Радио России»: в рамках еженедельной передачи «Фолк-альбом» ведущая Людмила Осипова представляла наших участников. А в качестве спецприза один из лауреатов будет выдвинут от «Радио России» на международный фолк-фестиваль «Еврорадио».

– Окончилось интернет-голосование – кто стал победителем?
– Ансамбль из Воронежа «Время». С моей точки зрения, уникальный, так как там только мужские голоса, что более характерно для Грузии, Армении. В России либо смешанные фольклорные ансамбли, либо женские, а тут колоритный мужской хор. Здорово! Но это, судя по всему, характерно именно для воронежского региона.

– А какой у них репертуар?
– Они поют песни, собранные в экспедициях по области. Я лично вообще предпочитаю такие глубинные пласты, чем «колхозный» фольклор, но, к сожалению, именно этот стиль преобладает сейчас. Истоки утрачиваются, и это обидно. Надеюсь, что «Музыка Земли» как-то поможет выправить ситуацию и сберечь наше исконное русское наследие.
Разумеется, мы представляем все направления, и несколько ансамблей, поющих в «задорном советском стиле», приедут на фестиваль. Это красивые, яркие коллективы, эффектно исполняющие свои номера.

– Вы упомянули японских барабанщиков. А кто еще из иностранцев приедет?
– Будет артист, который, собственно, некогда пробудил во мне интерес к фольклору. Это Себастьян Дюбэ, контрабасист, работающий в Шведском камерном оркестре. Потрясающе играет не только классику, но и джаз, и фольклор. Мы с ним познакомились во время записи пяти концертов Бетховена с Шведским камерным оркестром под управлением дирижера Томаса Даусгора. Дюбэ позвал меня на свой концерт, и, услышав его, я заинтересовался этнической музыкой. Теперь он приедет со своими шведскими коллегами и будет выступать на гала-концерте. Знаю, что они привезут композицию «Контр-халлинг», обыгрывающую традиционный норвежский танец халлинг. Мы знаем этот жанр по творчеству Грига, но Дюбэ сочинил еще мелодию с иным ритмом (контр-ритмом), придающий свинговый колорит звучанию

– Будут ли, как в прошлые года, сочинения современных композиторов, созданные специально по заказу фестиваля?
– Обязательно. Кузьма Бодров сочинил Концерт для баяна и камерного оркестра, вдохновившись творчеством баяниста Айдара Салахова (во вложении аннотация произведения Бодрова). А еще будет композиция «Мерема» в джазовых тонах Игоря Райхельсона.

– А с каким оркестром прозвучат эти сочинения?
– В гала-концерте примет участие Камерный оркестр «Гнесинские виртуозы».

– Вы уже назвали некоторых членов жюри. Кто еще будет оценивать конкурсантов?
– В жюри крупные специалисты в области фольклора – Анатолий Гринденко, руководитель ансамбля «Древнерусский распев»; Андрей Котов, руководитель ансамбля «Сирин»; Сергей Старостин, российский этнический вокалист, исполнитель, этнограф, собиратель, аранжировщик, композитор, музыкальный продюсер и телеведущий; Марина Медведева, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения в РАМ имени Гнесиных, а также Александр Журавский, Статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации. Я очень признателен Министерству культуры, без поддержки которого «Музыка Земли» не могла бы воплотиться в жизнь.

– «Музыка Земли» – мощный проект, но при этом вы успеваете гастролировать, преподавать. Что в ближайших творческих планах?
– Готовлю новую программу – «24 прелюдии и фуги», составленную из сочинений разных композиторов, обращавшихся к этому циклу. Бах, Хиндемит, Глазунов, Танеев, Шостакович, Задерацкий. А на бис – Фридрих Гульда, джазовая пародия на Баха, его до-мажорную Прелюдию и фугу. С Михаилом Плетнёвым буду играть Концерт Джона Фильда.

– Чья идея откопать такой раритет?
– Моя. Уже все переиграно – невозможно опять исполнять Концерты Рахманинова. Поэтому я искал что-то особенное для встречи с Михаилом Васильевичем. Мы давно с ним не сотрудничали…

– А вы помните вашу первую встречу с ним как с дирижером?
– Конечно. Это было в Большом зале, еще до конкурса Чайковского. Я был тогда еще студентом Московской консерватории…

– Вы экспериментируете, пробуете и без дирижера играть с симфоническим оркестром. Получается?
– Да. Симпатичный случай произошел недавно в Бухаресте. Когда в конце концерта дирижер ушел со сцены, а нас продолжали вызывать «на бис», то я с Лондонской филармонией сыграл финал Второго концерта Рахманинова, без дирижера. Получилось отлично, и оркестранты потом подходили и просили повторить этот опыт с ними в Лондоне. Там я сидел лицом к залу, впервые так играя Второй концерт Рахманинова, и испытал то музыкальное возбуждение, о котором мечтал. Совершенно другие ощущения, и оркестранты потом говорили, что они наконец полноценно себя слышали. Подобное положение рояля дает возможность всем «мышцам» оркестра участвовать в создании музыки.

– Вы приняли участие в проекте «Русские Сезоны» Министерства культуры и дали концерты в Японии. Какие впечатления?
– Концерт прошел полугениально, получудовищно. Пришлось исполнять сонату №29 «Хаммерклавир» Бетховена, которую я не очень люблю. Но для второго отделения выбрал любимую сюиту из балета «Петрушка» Стравинского, и все прошло на большом подъеме.

– Вы к себе так критичны! А зачем вы вообще включили в программу «Хаммерклавир»?
– Чтобы поставить «галочку»…

– … В смысле?
– Ну, есть такие сочинения, которые пианист должен сыграть для своего престижа. Иначе к тебе не будут серьезно относиться. Но я не люблю «Хаммерклавир», и в итоге, везде, где возможно, я сменил программу. Но в Японии это не принято, равняется самоубийству. Настолько там привыкли к точности, что смена программы – это почти конец света. Очень пунктуальное общество.

– Вы ведь в этом сезоне дважды побывали в Японии?
– До этого у нас была изумительная ностальгическая поездка с Акико Суванаи, с которой мы параллельно в своих номинациях выиграли конкурс имени Чайковского. И с огромным удовольствием сейчас вновь, спустя много лет, встретились и вместе музицировали. Она замечательная скрипачка, и встреча оказалась очень трогательной. 24 ноября сыграем с ней программу и для столичных слушателей в Филармонии-2. Прозвучат Весенняя соната Бетховена, Сонаты Р.Штрауса и Грига, Пять мелодий Прокофьева.

– III Всероссийский фестиваль-конкурс уже на финишной прямой. Есть ли новые планы на следующий год?
– Хочу создать клуб друзей, чтобы расширялся круг наших единомышленников и меценатов. Хочется развиваться, появляются идеи – будем искать дополнительные средства для их реализации.

Фото Карины Васильевой предоставлены фестивалем «Музыка Земли»

 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь