Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Колонки
Музыкальная жизнь №11, 2017
 
 

Сюрпризы к юбилею
Александр СКУЛЬСКИЙ, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Нижегородской государственной филармонии имени М.Л.Ростроповича

 
 

Приближается важный момент в жизни нашей филармонии. Концерт 1 декабря, в день ее рождения, который мы рассматриваем как завершение серии программ, посвященных 80-летию филармонии. Но, помимо предстоящего, в этом ряду отмечены и 80-летие симфонического оркестра, 100-летие Израиля Гусмана, 90-летие Мстислава Ростроповича, 60-й летний благотворительный концертный сезон, юбилей директора Нижегородской филармонии Ольги Николаевны Томиной и мой. Кстати, дни рождения филармонии и оркестра – это совпадающие даты, потому что приказ №1 только что созданной филармонии и был приказом о формировании симфонического оркестра. Именно 1 декабря из концертного бюро выросла Филармония, а из небольшого оркестра радиокомитета – Академический симфонический оркестр.

Программа концерта необычна. Мы назвали ее «Посвящения и премьеры». Первая премьера для нас – симфония Гии Канчели для хора и большого симфонического оркестра «DIXI». Это сочинение 2009 года, посвященное Джансугу Кахидзе. Надо заметить, что Гия Канчели – близкий нам композитор, исполнены почти все его крупные симфонические произведения.

Следующая премьера – это Дивертисмент Бернстайна, произведение совсем иного стиля, праздничное и радостное. Оно написано к первому столетию БСО – так композитор написал на первой странице партитуры. БСО – это не только наша родная аббревиатура, но и сокращение названия Бостонского симфонического оркестра.

Премьерой я считаю исполнение Четвертого концерта Паганини для скрипки с оркестром. Дело в том, что как-то так получилось, что в нашем городе этот концерт не звучал. Но если совсем по-честному, то более 50 лет назад Михаил Рейсон – преподаватель Горьковской консерватории сыграл за три вечера шесть концертов Паганини. Это было, конечно, сенсацией, но прекрасно помню, что это была чисто «профессорская игра»… Радостно, что именно Сергей Крылов – не просто замечательный скрипач, а именно выдающийся интерпретатор музыки Паганини – 1 декабря пополнит наш немалый общий паганиниевский репертуар, который в дальнейшем сложится в полное собрание исполнений всех произведений Паганини для скрипки с оркестром.

Открывать программу мы решили Испанским каприччио – премьерой это не назовешь, подчеркнем, что этот шедевр оркестровой музыки Римского-Корсакова посвящен музыкантам симфонического оркестра Русского музыкального общества.

Видно, что коллектив живет какой-то особой, юбилейной жизнью. Оркестр очень изменился и приходит к юбилею не состарившимся, а заметно обновленным. Когда-то это был небольшой коллектив, осваивавший небольшой симфонический репертуар. С приездом Израиля Гусмана оркестр стал первооткрывателем современной музыки. Его называли «лабораторией новой музыки», и в этом амплуа он достиг заметных успехов. Известно: какой-то оркестр замечательно играет русскую музыку, другой оркестр превосходен в исполнении австрийской и немецкой симфонической классики, третий специализируется на новом репертуаре, четвертый склонен играть музыку развлекательную и популярную. Мне хотелось, чтобы наш оркестр стал универсальным коллективом – чтобы ему было доступно абсолютно всё, что пишется для симфонического оркестра в наше время. Наши музыканты не удивляются, когда их просят играть с использованием каких-то аутентических приемов или даже на натуральных духовых инструментах. Наши музыканты понимают, каким должен быть звук струнных при исполнении, например, музыки барокко, наши музыканты легко читают самые сложные по записи современные партитуры, мы не чураемся исполнения программ в стиле кроссовер – все это есть в наших абонементных циклах.

Сложился, по-моему, неповторимый коллектив «Camerata Sinfonica» – камерный оркестр легко изменяющегося состава – не только 20 струнников, а именно союз всевозможных инструментов, трансформирующийся по любым репертуарным запросам. Есть теперь ансамбль виолончелей, что, несомненно, очень важно для филармонии имени Мстислава Ростроповича, ансамбль ударных инструментов, биг-бэнд, квартет альтов, ансамбль кларнетистов и саксофонистов, трио, дуэты, много интереснейших солистов. Новый облик оркестра очень дорог мне и вызывает большие симпатии нашей публики. Самое главное – есть мощная творческая инициатива музыкантов оркестра и возможность филармонии предоставлять им сцену, способствовать артистическому успеху. В этом залог роста нашего коллектива при подготовке к юбилею и после него.

 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь