Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №11, 2017

Лидия ОРДЫНСКАЯ
НКВДэшники или бояре?
16 и 17 декабря поклонников оперного искусства ждет предновогодний подарок от #BashOpera - премьера одной из самых известных опер Николая Римского-Корсакова "Царская невеста"

 

В основу этого выдающегося произведения русского искусства положена одноименная драма Льва Мея, достаточно вольно интерпретирующая малоизвестный исторический эпизод третьей женитьбы царя Ивана Грозного.

По словам постановщика Филиппа Разенкова, главного режиссера Башкирского театра оперы и балета, «самый часто задаваемый вопрос перед любой премьерой – будет ли постановка классическая или современная? Подразумевая под этим время и место действия. Могу сказать, что, приступая к работе над “Царской невестой”, я думал, не перенести ли действие в конец 1930-х годов, в эпоху сталинского террора и репрессий, – комментирует свой замысел Разенков. – Мне кажется, что такой вариант был бы абсолютно уместен. Вопрос лишь в том, удастся ли с помощью такого осовременивания донести до зрителей идеи спектакля, или обсуждение переместится в русло разговоров, “почему нквдэшники называют друг друга боярами” и т.д. Поэтому, чтобы не сбивать зрительский прицел, мы решили сохранить эпоху Ивана Грозного. К тому же эта личность до сих пор вызывает споры и разногласия.

В этой опере мне очень интересна тема принуждения к любви. Ведь кто или что такое царская невеста? Это товар. Товар, не имеющий права выражать свое мнение. В обществе, где одна группа людей получает монополию на безнаказанное насилие, в людях пробуждаются самые страшные инстинкты. Человек, сам того не замечая, вступает на путь разрушения всего вокруг и, конечно, саморазрушения. Ужас в том, что это пробуждается не только в палачах, но и в жертвах. Поэтому для меня самый интересный персонаж – это Любаша, являющая собой пример превращения невиновного, чистого душой человека в жестокого мстительного убийцу. Для меня это история о разрушении личности в условиях тоталитарной системы, а любовь – это чувство, которое деформируется в этих условиях в первую очередь».

А что говорят музыканты? «Премьера “Царской невесты” для меня – это прежде всего очередная веха в работе хора, – считает главный хормейстер Александр Алексеев. – Если в постановках прошлого года мы погрузились в творчество французского композитора Жоржа Бизе (“Кармен” и “Искатели жемчуга”), то сейчас наконец есть возможность поработать с русской классикой, с тем, что близко и понятно. Тем более, что речь идет о творчестве Римского-Корсакова. Я часто сравниваю его музыку с искусством величайших живописцев и их гениальными творениями. В ней не нужно что-то додумывать – слышишь ее и сразу ощущаешь, осязаешь; можешь “потрогать” ее и понять, какая она – теплая, мягкая, жесткая, “видишь” ее цвет… и это потрясает; удивительная способность создавать музыкальные портреты, пейзажи, поражающие своими красками, образностью, невероятной объемностью. Однако в “Царской невесте” есть свои сложности, связанные с отсутствием развернутых хоровых полотен: здесь все построено на коротких репликах, микрофразах, и наша задача сделать так, чтобы в них поверили; пусть это один, два такта, но они должны быть настоящими. Здесь не может быть академичного звучания; это должно быть реально, правдиво – не только в игре, но и в звуке».

В постановочной команде – главный дирижер #BashOpera, заслуженный артист Башкортостана, обладатель Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Артем Макаров, за сценографию отвечают заслуженный художник России Владислав Анисенков (художник-постановщик) и Ирина Вторникова (художник по свету).

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь