Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
 

Юлия КОЧЕТКОВА
На стороне света
Госоркестр Республики Татарстан посвятил концертную "Иоланту" памяти Дмитрия Хворостовского

 

Единственная одноактная опера П.И. Чайковского, красивая притча, выросшая из рыцарской легенды эпохи раннего Ренессанса о слепой от рождения королевской дочери, вызывает огромный интерес у режиссеров музыкальных театров и дирижеров, благодаря чему из сезона в сезон получает все новые воплощения – в виде полнокровных постановок и в более независимом и нейтральном концертном исполнении. Большой театр взял «Иоланту» в свой репертуар в сезоне 2015/16, пригласив к сотрудничеству Сергея Женовача; тогда же Дмитрий Черняков осуществил собственную версию в Парижской опере, соединив «Иоланту» с «Щелкунчиком», чем, с одной стороны, воспользовался первоначальной идеей автора, с другой, создал совершенно индивидуальный спектакль, переосмыслив либретто двух разножанровых произведений. Программы столичных музыкальных фестивалей (Динары Алиевой, традиционный осенний фестиваль Российского национального оркестра) также свидетельствуют о востребованности «Иоланты». Для коллектива Александра Сладковского – Госоркестра Республики Татарстан, мужественно и бесстрашно покоряющего такие впечатляющие творческие вершины, как симфоническое наследие титанов Шостаковича и Малера, – «лебединая песнь» Чайковского стала дебютным подходом к классическим оперным партитурам, сыгранным в концерте. После «домашнего» выступления в Казани музыканты представили свою «Иоланту» на суд критически настроенной, но неизменно снисходительной публики Большого зала консерватории.

Последние трагические события в музыкальном мире подсказали Александру Сладковскому посвятить это исполнение памяти Дмитрия Хворостовского. В творческой биографии безвременно ушедшего певца партия герцога Бургундского Роберта связана с ученическими годами в Красноярском институте искусств и дипломным спектаклем, в котором студент, по воспоминаниям педагогов, сумел проявить себя вокально и артистически. В середине 1990-х Мариинский театр выпустил «Иоланту» на диске – с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом и Дмитрием Хворостовским – в роли Роберта. Любимый миллионами русский баритон многократно включал арию «Кто может сравниться с Матильдой моей» в гала-концерты по всему миру.

Александр Сладковский, конечно, поставил перед собой и своими коллегами сверхзадачу, так как, несмотря на короткометражность, «Иоланта», с ее принципами драматургии, музыкально-стилистическими особенностями, характерами музыкальных образов и полифонией мнений относительно закодированных в партитуре духовных исканий Чайковского, безусловно, требует деликатного подхода, особенно в отношении симфонического оркестра, раскрывающего значение событий драмы. И под руками маэстро Сладковского все насущные задачи претворяются в жизнь. Группы деревянных духовых с первых тактов интродукции своим разреженным, сумрачным звучанием затягивают в некий таинственный, воссозданный мир. Инструментальная и вокальная музыка в «Иоланте» идут неразрывно, и психологические портреты персонажей, их внутренние переживания находят продолжение в оркестровых голосах. С каким чувством такта получилась сцена, предшествующая встрече Водемона с дочерью короля Рене: нежная, певучая мелодия у виолончели и фагота с эфирным аккомпанементом струнного квартета рисует идиллическую картину – спящей Иоланты и Водемона, ненамеренно подглядевшего этот момент ее досуга. И каким трагизмом отвечает оркестр на восклицание героя, пораженного своим открытием: «Она слепа!»
Немногочисленные хоровые эпизоды с участием «Мастеров хорового пения» украсили исполнение. Чего только стоит лучезарный, переливающийся красками жизни и противопоставленный элегическому характеру Иоланты хор фрейлин «Вот тебе лютики».

В центре оперы – самый лирический женский образ, созданный Чайковским, – юная принцесса, пребывающая в неведении о своем недуге. Вероника Джиоева, приглашенная на титульную партию, очень хорошо с ней знакома – пела Иоланту на разных оперных сценах мира. Ее партнеры – также не дебютанты. Несомненная удача этого концертного исполнения – решенный почти в комическом ключе товарищеский тандем Водемона и Роберта – по-рыцарски благородного Сергея Скороходова, солиста Мариинского театра, и галантного и темпераментного Василия Ладюка, представляющего «Новую Оперу» и ГАБТ (оба – в прекрасной певческой и артистической форме). Их речитативы-диалоги о полярных романтических идеалах и самом понимании любви духовной и плотской – непринужденные и раскованные – оживили тенистую, акварельную среду, в которой обитает изолированная от всего сущего Иоланта.

Уверенно провел свою партию Евгений Никитин – солист Мариинки предстал в образе мавританского целителя-мистагога, обладающего сакральным знанием и помогающего Иоланте прийти к физическому и духовному прозрению-спасению. В монологе «Два мира», философски важном для всего действа, Никитин продемонстрировал богатство интонаций, великолепную дикцию, драматический талант. Также был убедителен замечательный Петр Мигунов, со свойственной экспрессией раскрывший трагедию отца – короля Рене.

«Иоланта», а вместе с ней и вся публика БЗК, как того требует либретто, в тот вечер обрела прозрение – и не только это. Александру Сладковскому вновь удалось невозможное, и хочется пожелать дирижеру не изменять выбранному курсу, продолжать развивать творческую гибкость Госоркестра Республики Татарстан и брать в репертуар самые нетривиальные произведения.

Фото предоставлены пресс-службой ГСО РТ

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь