Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №12, 2017

Юлия КОЧЕТКОВА
Обращение к истокам
В Московском международном Доме музыки пройдет VIII Московский Рождественский фестиваль духовной музыки

 

Светлый праздник Рождества Христова традиционно отмечается в «хрустальном дворце» на Красных холмах большим циклом концертов. Их программы представляют собой широкую палитру разных направлений духовной музыки в ее национальном многообразии. За восемь лет существования фестиваля его участниками был исполнен богатейший репертуар – это и церковная музыка малых форм, и крупные авторские произведения, написанные в разные эпохи. Художественные руководители фестиваля – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион – видят в музыкальном проповедничестве высокую миссию. В ней – залог обретения современным обществом заветов древней христианской культуры, возвращение к ее духовно-нравственным ценностям.

Рождественский фестиваль связан многолетней дружбой с Московским Синодальным хором, обретшим новую жизнь в 2009 году усилиями регента Алексея Пузакова. Коллектив стал желанным гостем в Доме музыки, и в этот раз он вместе с Госкапеллой Валерия Полянского выступит 11 января в Светлановском зале. Программа первого концерта фестиваля посвящена русской духовной музыке, написанной на возвышенные, поэтические тексты псалмов. Среди авторов, обращавшихся к ним, – Бортнянский, Чайковский, Кастальский, Чесноков, Рахманинов, Ипполитов-Иванов, Стравинский и другие. Грандиозная симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения», написанная нашим современником – митрополитом Иларионом, продолжает традицию своих великих предшественников. Каждую из пяти частей этой монументальной фрески о пути достижения человеческой души высот молитвенного ликования отличает собственная драматургия, проистекающая из содержания и настроения соответствующих псалмов царя Давида. Открывающая симфонию пассакалия «Из глубин взываю к Тебе, Господи!» – скорбная, покаянная молитва, символ погребальной процессии со времен Баха; фуга на псалом «Возвожу очи мои к горам, Откуда придет помощь моя» – надежда на спасение, выраженная в диалоге между хором a cappella и струнными группами оркестра; третья – лирическая часть в куплетной форме на текст «На реках вавилонских»; четвертая – прославление Всевышнего («Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни») – антифоны с оркестровым сопровождением; в финале хоровые голоса сливаются в речитатив. Произведение, принадлежащее к музыке XXI века, венчает программу концерта.

Европейские гости также пожалуют в январе в Дом музыки. На фестиваль приглашен испанский Хор мальчиков монастыря Эскориал, примечательный не только своим звучанием, но и многовековой историей: первое упоминание о коллективе относится к эпохе правления испанского монарха Филиппа II из династии Габсбургов. Современный состав помнит о преемственности и выступает по всему миру, в том числе и перед членами королевской четы. Все юные артисты хора (от 9 до 17 лет), традиционно появляющиеся в белых туниках поверх строгих черных костюмов, под чутким руководством хормейстера Хосе Мария Абада исполняют как церковный репертуар, так и сочинения современников. В московском концерте принимают участие Педро Альберто Санчес (орган) и Юлия Кажарская (фортепиано).

Название еще одного коллектива, участвующего в Рождественском фестивале, может поставить в тупик даже самого подкованного ценителя искусства хорового пения. Итальянцы Coro della SAT входят в общество альпинистов Тренто. Их творческое наследие выглядит скромнее, чем у испанских мальчиков, но, по мнению ЮНЕСКО, весьма достойно внимания. В 1920-е годы «Рабочее общество альпинистов», организованное в Тренто как демократическая оппозиция «спорту аристократов», пригласило в свои ряды самодеятельных певцов. Так вырос хор, чье искусство позволило всему миру познакомиться с альпийской многоголосной песней. Публика Светлановского зала услышит в исполнении итальянцев рождественские гимны a cappella и в сопровождении органа (Стефано Раттини).

Для заключительного фестивального вечера Владимир Спиваков оставил концерт-посвящение – к 100-летию со дня рождения Леонарда Бернстайна прозвучат его «Чичестерские псалмы». «Сочинение редчайшее, гениальное, важнейшая веха в творчестве композитора, – так отзывается о нем сам маэстро Спиваков. – О чем оно? Вот, например, текст 2-го псалма: “Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?” Вот текст 108-го: “Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мной языком лживым”. А вот из последнего псалма: “Начало мудрости – разум верный у всех, исполняющих заповеди Его”. Понимаете, это то, что волновало Бернстайна. Речь идет не столько о его религиозности, сколько о его этической позиции, о высокой этике. То есть о том, о чем сейчас забыли…» «Чичестерские псалмы» были написаны Бернстайном в период, когда Нью-Йоркский филармонический оркестр был в зените – оглушительным успехом пользовались концерты для молодежи, программы из сочинений американских композиторов, но за двенадцать лет Бернстайн создал только две крупные работы – Третью симфонию «Кадиш» (1963) и «Чичестерские псалмы» (1965). «Псалмы» наглядно иллюстрируют связь иудейской и христианской литургий, опирающихся на канонические тексты Книги псалмов. Мировая премьера сочинения состоялась 15 июля 1965 года с Camerata Singers и Нью-Йоркским филармоническим оркестром (дирижировал автор) в Линкольн-центре, а затем на фестивале в Чичестере 31 июля под управлением Джона Бёрча. Вскоре после этих событий Бернстайн сам дал оценку своему творению в одном из интервью: «“Псалмы” очень простые, очень тональные, очень непосредственны, почти детские, поэтому существует опасность скатиться в сентиментальность, если подойти к исполнению неправильно». Владимир Спиваков собрал крепкую команду («Мастера хорового пения», НФОР, солисты оперных театров Анна Аглатова, Светлана Шилова, Алексей Неклюдов, Олег Цыбулько), чтобы представить «Чичестерские псалмы» так, как их задумывал автор.

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь