Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Рецензии
Музыкальная жизнь №12, 2017

Сергей БУЛАНОВ
Эффектная музыка
Юбилей Родиона Щедрина в Московской филармонии

 

Когда-то о Родионе Щедрине максимально точно и правильно сказал Владимир Познер, представляя композитора, как героя своей телепрограммы: «Очень приятно, когда можно назвать человека просто по имени и отчеству или имени и фамилии и не перечислять, чем он занимается, какие у него регалии и так далее. Это значит, что человек состоялся».

Музыка Родиона Щедрина любима миллионами людей во всем мире. Но что возвышает ее до признанной классики, делает настолько известной?

Щедрин, безусловно, представитель великого XX века, что в определенном смысле до сих пор остается более ценным, чем «представитель века двадцать первого». Творческая личность Родиона Константиновича формировалась в эпоху бурных поисков на пути к «новому», как никогда ощущалась необходимость других сюжетов, форм, композиторских техник. Родиону Щедрину, одному из немногих, удалось выйти из лабиринта этих поисков победителем.

«Музыка, написанная сегодня, должна, как и прежде, затронуть слушателя, – говорил Щедрин в записанной беседе с Лорином Маазелем, – должна захватить его, увлечь, запасть в душу и в сердце. Никакие разъяснения менторов и лжепророков не изменят самой сути существа дела. Есть музыка – и есть не музыка. Есть вдохновение – и есть вымученность. Есть заданная природой музыкальность – и есть добротная выученность. Есть интуиция – и есть желание шагать в ногу с музыкальной модой. Желание угодить глашатаям ее...»

За 70 лет в музыке Родион Щедрин не дал ни малейшего повода усомниться в том, что помимо таких факторов, как глубина замысла и свежесть совершенного музыкального языка, его музыка вдохновенна. И потому любые сложности, любое новаторство воспринимаются абсолютно естественно и органично.

«Удивляет меня также смена костюмов, – развивает или даже подытоживает Щедрин ту же тему в интервью Екатерине Власовой, – то все были оголтелые сериалисты: 12 звуков, и ничего больше. Теперь вот оседлали лошадку минимализма. Сиди, слушай весь вечер две ноты и читай в программке о том, как все замечательно написано, как современно. Все это крайности. Я верю, что, если человек действительно заряжен творческим даром, он разобьет все оковы».

Ответ на изначально поставленный вопрос о природе успеха музыки Родиона Щедрина оказалось проще всего найти в концепции первого юбилейного концерта композитора в Москве. К 85-летию нашего выдающегося современника Московская филармония организовала четыре вечера – один с участием Российского национального оркестра и Михаила Плетнёва, и три с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Кроме того, много концертов проходит за рубежом, а по всей России гастролирует фестиваль «Запечатленный ангел» (учредители: Министерство культуры РФ, МГК имени П.И.Чайковского, Союз композиторов России, журнал «Музыкальная жизнь», и Фонд развития творческих инициатив).

Высокий старт четырем юбилейным концертам в Зале Чайковского был дан 15 декабря, как раз накануне дня рождения Родиона Константиновича. Уже только три главных фамилии – Щедрин, Плетнёв и Майский – задали ни с чем не сравнимый градус ожидания, реализованный впоследствии на самом высоком уровне.

Концертную программу, как рассказал композитор, полностью составил маэстро Михаил Плетнёв. Благодаря именно его гениальному решению, мы стали свидетелями великолепного концерта в стиле «Русского музыкального общества» времен Рубинштейна, Чайковского, Зилоти: форма XIX века (калейдоскоп из симфонической, камерной инструментальной и вокальной музыки, и музицирования в четыре руки) как нельзя лучше подошла современности.

Концерт открыло сочинение «Многия лета» для смешанного хора, фортепиано и ударных – звучание здесь не столько фанфарное и праздничное, сколько торжественно молитвенное, с сильнейшей внутренней энергетикой. Именно так эту музыку прекрасно исполнили Камерный хор Московской консерватории под управлением его художественного руководителя Александра Соловьёва, солисты-ударники и пианист Дмитрий Онищенко.

Вечер продолжил ансамбль Миши Майского и Родиона Щедрина: примерно так это счастье и «обрушилось» на тех, кто главный секрет узнал лишь в самый последний момент. Родион Константинович лично исполнил партию фортепиано в двух своих произведениях – «Бельканто на русский лад» и «В подражание Альбенису». Настоящий талант не имеет возраста, и еще все мы знаем, что «правда» далеко не в технике (и сейчас заслуживающей аплодисментов), а в звуке и энергетике – тут Щедрин был и есть неповторим. Композитор и блистательный виолончелист не показали или продемонстрировали, а действительно, осчастливили публику виртуозностью такого толка, которого сейчас редко можно услышать.

Концерт № 6 с заголовком «Concerto lontano», что в переводе с итальянского «далекий», «дальний» – камерный, с яркостью и красотой как раз в тишине и в приглушенности… Такая концепция гораздо сложнее любого другого варианта, от исполнителя и оркестра требуется предельная концентрация на звуке, на образности им рождаемой, нужно опять же «озвучить» паузы, вникнуть в феноменальную дробность (одновременно и подробность) формы. Дмитрий Шишкин и струнный оркестр РНО успешно справились с поставленными задачами, обратив свое и, как следствие, наше внимание на многие интересные нюансы и детали.

Во втором отделении главным событием стало исполнение двух номеров из цикла «Романтические дуэты» для фортепиано в четыре руки: их сыграли Михаил Плетнёв и Родион Щедрин. Тем, кто не попал в КЗЧ, это запредельное действо просто нужно и важно услышать теперь хотя бы в записи.

«Что это за оригинальная, прелестная вещица?» – наверное, так сказали бы в XIX веке о романсе в народном стиле для женского голоса и фортепиано Родиона Щедрина. Композитор остроумно и очень талантливо изобразил все очарование многоликого и разножанрового русского мелоса, используя почти только два слова, указанные в названии «Таня – Катя». Артистично, легко и свободно, завораживающе исполнила это сочинение солистка Мариинского театра Пелагея Куренная в сопровождении Михаила Плетнёва.

Завершился праздничный вечер, не считая оригинального и удачного сюрприза для самого композитора в виде исполнения финала Концерта для трубы с оркестром, Концерта для оркестра № 3 «Старинная музыка российских провинциальных цирков»: партитура полна иронии, соседствующей с добрым юмором, шуткой, лирикой и другими настроениями… Вроде бы и нет ничего смешного, а улыбка невольно появляется – еще одна загадка Щедрина, которую только предстоит разгадать!

В очередной раз, вспоминая и «переживая» этот концерт, складывается ответ на главный вопрос: музыка Родиона Щедрина всегда эффектна. Пожалуй, это один из определяющих факторов. Какая бы музыка ни была, какие бы эмоции ни культивировала – она всегда и неизменно впечатляет, приковывает внимание, заставляет всецело погрузиться в нее.

Кроме музыки, в данном случае нельзя не сказать о другом важном и показательном моменте – о бесконечных и бурных овациях публики, с благодарностью и восхищением приветствующей композитора, чья слава и масштаб, в свою очередь, – слава и масштаб нашей страны. Не зря в кулуарах кто-то из поклонников произнес прекрасную реплику: «Родион Константинович улыбается – жизнь продолжается!».

Валерий Гергиев и Родион Щедрин: тандем двух мастеров

Среди московских юбилейных торжеств к 85-летию Родиона Щедрина центральными событиями стали концерты с участием Мариинского театра. Творчество композитора не просто занимает особое место в репертуаре знаменитой Мариинки, но и, по справедливым словам Валерия Гергиева, Мариинский театр имеет честь называть себя «театром Родиона Щедрина» (там часто звучит его симфоническая музыка, поставлены три из пяти балетов, большинство опер, две из которых были написаны специально для Мариинки).

Гергиев и Щедрин дружат уже примерно 35 лет. Действительно, это немалый срок для того, чтобы неплохо узнать друг друга и понимать ход мыслей, обоюдно и успешно находить пути решения творческих задач.

На сцене Московской филармонии в декабре организованы три выступления Мариинского театра: два концерта и полноценный показ оперы Щедрина «Не только любовь».

Объект нашего внимания сейчас – первый концерт оркестра театра, продолживший кульминационное празднество после великолепного вечера с РНО под управлением Михаила Плетнёва.

Программу концерта Валерий Гергиев составил довольно неожиданную: в первом отделении прозвучали два, можно сказать, самых популярных оркестровых сочинения Р.К.Щедрина, а во втором московской публике музыканты представили своеобразный «анонс» недавней театральной работы композитора – оперы «Рождественская сказка».

Итак, «Кармен-сюита». Конечно, это далеко не просто аранжировка оперы Бизе, нужно обязательно учесть и тот момент, где проявляется гений Щедрина: пятьдесят лет назад, создавая балет, он мастерски выделил нужную фабулу в сюжете оперы (историю Кармен с Хозе), естественно и органично «вписал» в испанскую любовную трагедию яркую партитуру ударных – что, пожалуй, ключевое достижение композитора, не считая превосходно сформированной драматургии. До сих пор «Кармен-сюита» звучит едва ли не чаще оперного оригинала, а говорят, что по результатам статистики, в мире она исполняется каждый день!

Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сыграл это сочинение именно как партитуру, несколько отойдя от привычной «театральной» трактовки: надо признать, есть здесь определенный смысл и художественный интерес.

Концерт для оркестра «Озорные частушки» – фактически манифестное произведение Родиона Щедрина. Еще в старших классах музыкальной школы об этом композиторе-классике стремятся в первую очередь донести мысль, что «он первый вывел “несерьезную” частушку на недосягаемый уровень академической музыки». Как ни парадоксально, жанра более серьезного (хотя бы в народной культуре) представить себе сложно. В частушке можно разгадать всё: настроения, ситуацию, историю, проблему…

Музыкальное и содержательное разнообразие частушек, наверное, и позволило Родиону Константиновичу создать чудесную композицию с использованием 70 вариантов частушки! Техническую сложность и одновременную с этим оригинальную логику формы произведения как нельзя лучше можно было оценить в достаточно кропотливой работе маэстро Гергиева и виртуозной игре музыкантов оркестра.

Во втором отделении вечера прозвучали фрагменты из написанной в 2015 году специально для Мариинского театра «Рождественской сказки», в Москве до этого момента звучали только хоровые фрагменты в исполнении Камерного хора Московской консерватории. Можно сказать одно: чуть приоткрытая завеса обеспечила непоколебимое желание услышать эту оперу-феерию целиком.

У Щедрина талант безграничный, и он вновь позволил ему максимально музыкально, доступно и при этом интересно, с профессиональной точки зрения, вдохнуть новую жизнь во всем известную историю про двенадцать месяцев. Конечно, труппа Мариинского театра блистательно воплотила авторскую мечту создать своеобразное эхо балета «Щелкунчик», но в оперном жанре. «Все звезды сошлись», и получилось поистине грандиозно!

О другом концерте с крайне любопытной программой («Очарованный странник», Concertocantabile, Двойной концерт «Романтическое приношение» и оратория «Ленин в сердце народном») и о сценической версии «Не только любви» читайте на страницах нашего журнала в следующем выпуске, уже в Новом году!


Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь